Управленческий консалтингКадровый консалтингУголок консультантаУголок клиента


ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА
Миссия
Бизнес-процессы
Оргструктура
Процедуры управления
Планирование
Бюджетирование
Управление рекламой
Уважаемые посетители!   Проект Эмси Консалтинг возобновил свою работу!
Из-за технических проблем мы потеряли домен emsi.ru, и теперь Эмси Консалтинг работает под новым именем - www.emcon.ru.
Если на вашем сайте есть ссылки на старый адрес (www.emsi.ru) - пожалуйста, обновите их! Просто замените emsi.ru на emcon.ru - внутренние адреса страниц на сайте не изменились.
Если вы заметили старую ссылку на Эмси Консалтинг на другом сайте - пожалуйста, попросите хозяина сайта обновить ее. Спасибо!

ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА


Д.М. Шустерман, М.А. Иванов.
Главы из книги "Организация как ваш инструмент.
Российский менталитет и практика бизнеса"

Книгу можно купить на OZON

Системная модель организации

Организация v это спланированная координация действий группы людей для достижения некоторых общих сформулированных целей с помощью разделения труда и функций, а также иерархии власти и ответственности.

Главное отличие организации от технических систем v в организацию входят люди. Организация - это система, состоящая из людей и для людей. Как следует из определения, организация v это система, созданная для реализации целей группы людей. Эту группу можно условно разделить на ?лидеров¦ (владельцев, топ-менеджмент) и ?нанятый персонал¦. Таким образом, получаем две системообразующие функции организации v реализовывать цели лидеров и реализовывать цели нанятого персонала.

Важной особенностью организации является то, что человек в этой системе выступает в двух ролях. С одной стороны, он является для организации частью среды, задавая для нее уставки в виде собственных целей и создает массу воздействующих факторов, которые можно объединить понятием ?человеческий фактор¦. С другой стороны, человек является элементом системы, которая называется организация, и, взаимодействуя с другими членами группы и элементами среды, внешними по отношению к организации, является средством реализации организацией ее системообразующих функций.

Если существуют цели лидеров и нанятого персонала, то организация должна находиться в некотором состоянии, в котором она может их реализовать. Но, как известно, для того, чтобы сделать какое-то состояние, например, то, которое позволяет реализовать цели, более вероятным, чем любое другое состояние, организации нужны ресурсы в виде вещества, энергии и информации. Получить необходимое количество ресурсов организация может, обмениваясь со средой некоторым продуктом. Дадим определение продукта организации:

Продукт организации v вещество, энергия и информация, которыми организация обменивается со средой.

Очень редко продуктом какой-либо организации является что-то одно. Как правило, продукт организации сочетает в себе вещество, энергию и информацию в различных пропорциях. Товары содержат большее количество вещества, в то время как услуги это скорее энергия и информация. В последнее время все больше и больше организаций ?диверсифицируют¦ свой продукт, стараясь ввести в него все три составляющих.

Например, производители офисной техники, кроме вещества в виде ксероксов, принтеров и факсов, добавляют в продукт организации энергию и информацию в виде услуг по обслуживанию техники и консультирования по организации бизнес процессов.

Таким образом, еще одна системообразующая функция организации v производство продукта.

По определению системы и среды, организация, как и любая другая система, проявляет себя во взаимодействии со средой, выполняя свою системообразующую функцию. Существуя в изменяющейся среде, организация неизбежно подвергается влиянию объектов, с которыми ей приходится взаимодействовать, и в свою очередь, влияет на эти объекты. Следовательно, еще одной функцией организации будет взаимодействие со всеми этими объектами.

Таким образом, мы выделили четыре основных системообразующих функции, которые, являясь открытой социотехнической системой, в той или иной мере проявляет любая организация.

  • Реализация целей лидеров.
  • Реализация целей нанятого персонала.
  • Производство продукта.
  • Взаимодействие со средой.

На различных этапах жизненного цикла организации реализация каждой из этих системообразующих функций играет различную роль.

Так, при создании организации, самой важной из представленных системообразующих функций будет производство продукта. В первую очередь организация должна наладить выпуск продукта, обмениваясь которым со средой, она сможет покрывать собственные издержки. Ни цели лидеров, ни цели нанятого персонала, возможно, кроме цели обеспечения минимально комфортного существования, не будут играть на этом этапе существенной роли.

Если выпуск продукта налажен, но цели лидеров или нанятого персонала не выполняются в полном объеме, то организации приходится либо расширять выпуск продукта, либо прекратить свое существование. На этом этапе, как видно, цели людей имеют решающее значение.

Столкнувшись с необходимостью увеличить выпуск продукта, организация может обнаружить, что существующее взаимодействие с объектами среды, такими как налоговая инспекция, таможня, банки, транспортные предприятия и т.п. не позволяют сделать этого, получив прибыль пропорциональную затрачиваемым усилиям. Грубо говоря, вся дополнительная прибыль может съедаться резко возросшими издержками. В этой ситуации функция взаимодействия со средой становится основной и требует повышенного внимания.

Знание этих основных системообразующих функций помогает понять, из набора каких именно желаемых факторов состояния будет складываться уставка организации. Очевидно, уставку организации задают три набора факторов:

  • Набор факторов желательного состояния организации, при котором реализуются цели лидеров и цели персонала.
  • Набор факторов желательного состояния организации, при котором реализуются требования, вытекающие из процесса производства продукта.
  • Набор факторов желательного состояния организации, при котором реализуются требования среды.

Зная системообразующие функции, мы имеем возможность представить организацию как систему, состоящую из трех взаимодействующих управляемых подсистем:

  • Подсистема, управляющая процессами производства продукта.
  • Подсистема, управляющая процессами взаимодействия со средой.
  • Подсистема, управляющая процессами перевода организации в состояние, при котором реализуются цели лидеров и цели персонала.

Такой подход позволяет рассматривать отдельные подсистемы организации как относительно самостоятельные системы, и далее описывать организацию через их взаимодействие.

  • Технология >>
  • Система управления технологией >>
  • Социальный атом >>
  • Товар. Взаимодействие с клиентом >>
  • Маркетинг >>
  • Реклама и PR >>
  • Миссия и стратегия организации >>
  • Иерархия управления, обеспечение жизнедеятельности >>

Почитать

  1. Ванькова О.,
    Когда персонал больше, чем капитал >>>

  2. Орлов А.И.,
    Стратегический менеджмент >>>

Книжная лавка

Эти книги Вы можете купить в Интернет-магазине.


Вернуться: Управленческий консалтинг :: Наверх

Задайте свой вопросВ начало

Управленческий консалтинг | Кадровый консалтинг | Уголок консультанта | Уголок клиента


liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru