Управленческий консалтингКадровый консалтингУголок консультантаУголок клиента


ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА
Миссия
Бизнес-процессы
Оргструктура
Процедуры управления
Планирование
Бюджетирование
Управление рекламой
Уважаемые посетители!   Проект Эмси Консалтинг возобновил свою работу!
Из-за технических проблем мы потеряли домен emsi.ru, и теперь Эмси Консалтинг работает под новым именем - www.emcon.ru.
Если на вашем сайте есть ссылки на старый адрес (www.emsi.ru) - пожалуйста, обновите их! Просто замените emsi.ru на emcon.ru - внутренние адреса страниц на сайте не изменились.
Если вы заметили старую ссылку на Эмси Консалтинг на другом сайте - пожалуйста, попросите хозяина сайта обновить ее. Спасибо!

Теория денег, кредита и финансов


Глава 1. Сущность денег и их эволюция

Деньги являются неотъемлемым составным элементом товарного производства и развиваются вместе с ним, принимая на каждой стадии его зрелости такие формы, которые соответствуют характеру и потребностям этого производства на данной ступени развития. Понимание денег, их значения в экономике и логики их развития опирается на знание закономерностей хозяйственной жизни.

1.1. Экономическая роль денег и ступени их развития

Товарные отношения - движущая сила развития денег

Деньги есть составная часть товарного производства, которое на современном этапе его развития принято называть рыночной экономикой. Деньги существуют и действуют там, где хозяйственная жизнь осуществляется посредством движения товаров. В обыденной практике товарами принято называть продукцию материального производства. Но широкое экономическое понятие "товар" подразумевает любой ресурс, участие которого в хозяйственной жизни совершается посредством купли-продажи.

Для того чтобы какой-либо продукт или ресурс считался товаром, он должен отвечать, по крайней мере, трем условиям:

  1. он должен существовать или производиться в определенном, но не в безграничном, количестве;
  2. он должен удовлетворять определенные потребности, то есть обладать полезностью;
  3. он должен свободно продаваться и покупаться.

Только совокупность всех этих трех условий делает продукт или ресурс товаром. Отсутствие любого из них означает, что данный продукт или ресурс товаром не является. Например, дефицит каких-либо товаров приводит к тому, что их невозможно свободно покупать и продавать, и тогда вводится рационирование или другие нерыночные методы распределения; несоответствие качества продукта требованиям, необходимым для удовлетворения потребностей, делает его ненужным для хозяйства, как это было со многими видами продукции в советской экономике; если ресурс существует в достатке, как, например, земля, но свободно не продается, - он также не считается товаром и, соответственно, неэффективно используется в хозяйственной деятельности.

Общая тенденция экономического прогресса общества сопряжена с последовательным превращением на протяжении определенных исторических периодов всех хозяйственных ресурсов в товары, движение которых совершается посредством купли-продажи на соответствующих рынках, действующих как составные части совокупного национального и мирового рынков.

Появление и развитие товара как экономического явления повлекло за собой появление и развитие денег. В неразрывной паре "товар-деньги" детерминирующую роль играет товар. Движущей силой развития денег служит прогресс товарных отношений. Каждая новая ступень развития денег порождается потребностями соответствующей ступени зрелости товарных отношений. В современных условиях товаром являются не только продукты материального производства и услуги, но и факторы производства, и сами предприятия как хозяйственные ячейки, а также другие источники дохода. Этим условиям соответствуют развитые формы кредитных и финансовых денег.

Единство и противоположность потребительной ценности и ценности товара

Все товары обладают потребительной ценностью и меновой ценностью. По традиции меновую ценность принято называть одним словом - ценность. При этом в экономической литературе на русском языке и в практической жизни вместо понятия "ценность" принято употреблять термин "стоимость". Однако термин "ценность" в большей степени соответствует тому содержанию, которое вкладывает в него экономическая наука и практика хозяйственной жизни и при этом его применение возвращает нас к мировой традиции.

Потребительная ценность - это физическое, вещественное свойство товара, это его способность удовлетворять определенные потребности. Меновая ценность, или просто ценность - это общественное свойство товара. Она определяется степенью полезности товара и объемом затрат, необходимых для его получения.

Потребительная ценность и ценность товара - это свойства однородные и одновременно - противоположные. Они образуют единство противоположностей, заключенных в товаре. Их единство состоит в том, что ценность - это то количество потребительной ценности, которое индивидуум, или община, или другая организованная группа людей (скажем, корпорация) готовы обменять на соответствующее количество другой потребительной ценности. Противоположность потребительной ценности и ценности заключается в том, что первая составляет неизменное физическое свойство товара, которое всегда в нем присутствует, а вторая составляет его переменное относительное свойство, которое обнаруживается только в сравнении и всегда выступает как величина сравнительная. Эта величина изменяется вместе с изменением условий хозяйственной жизни.

Для получения представления о ценности товара необходим предмет сравнения. Им служит другой объект ценности, принимающий участие в сделке обмена, а сама сделка обмена олицетворяет общественный акт экономической связи отдельного товаропроизводителя или предприятия с обществом.

В то время как потребительная ценность характеризует индивидуальное, особенное свойство товара, ценность выражает его общее со всеми другими товарами свойство.

Поэтому как ценность каждый товар подобен любому другому товару, и все они могут служить эквивалентами друг для друга, хотя их потребительные ценности различны. Как совокупность ценностей все товары являются результатом затраченных обществом усилий на их производство в качестве полезных благ и представляют собой общественную ценность в виде суммарной общности отдельных ценностей. Каждый из них в отдельности есть соответствующая часть этих усилий и общественной ценности.

Общность всех товаров как ценностей предопределяет их способность обмениваться друг на друга. Поэтому меновую ценность определяют как способность товара обмениваться на другие товары в соответствующих пропорциях.

Противоречие между потребительной ценностью и ценностью, заключенное в товаре, служит движущей силой общественных экономических отношений. Оно представляет собой единство и борьбу противоположностей и развертывается в практической хозяйственной жизни как ряд взаимосвязанных и взаимообусловленных противоречий:

  • противоречие между личностью и обществом;
  • противоречие между явлением и сущностью;
  • противоречие между частным и общим (общественным).

Сами по себе эти противоречия разрешиться не могут. Для этого необходимо столкновение данного товара с его противоположностью, в роли которой в ранние исторические времена, на стадии примитивного бартера, выступает другой товар, а на более развитых этапах - деньги. В наше время бартер возрождается, когда экономика деградирует в условиях кризиса, а также встречается в международной торговле неравных по уровню развития стран.

Средством разрешения противоречий товара служит рынок, то есть, обмен, сделка купли-продажи товара за деньги, в которой участвуют с одной стороны продавец - владелец товара, а с другой стороны покупатель - владелец эквивалентной ценности в виде денег.

Сделка обмена, совершающаяся на рынке, разрешает первое противоречие: между личностью и обществом. Отчуждение личности от общества, которое порождается частной собственностью, преодолевает обмен, то есть, рынок. Он заставляет личность производить продукт не для себя, а для общества и вступать в связь с обществом посредством обмена этого продукта. Обменная сделка представляет собой вклад личности в экономическое благополучие общества путем предоставления обществу необходимого ему продукта или ресурса и получение взамен необходимые личности благ. Изготовление и предоставление обществу полезных продуктов или ресурсов становится условием экономического благополучия самой личности.

Обмен разрешает также второе противоречие. Действительно, пока товар не продан за деньги, он предстает в виде продукта, способного удовлетворять некие потребности. На передний план выступает его внешнее, особенное проявление как отличной от других потребительной ценности. В то же время его сущность как общественной ценности пока остается скрытой. Его ценность еще не подтверждена, пока он остается в руках владельца, так как самому владельцу он в виде продукта не нужен, а те, кому он предназначен в этом качестве, еще не стали его обладателями. Обмен становится актом общественного признания ценности результатов производственной деятельности данного индивидуума (или предприятия). Товары, прошедшие обмен, превращаются из потенциальных ценностей в реальные. Приобретая товар, покупатель возмещает продавцу его ценность, признавая таким образом товар в качестве частицы общих ценностей в распоряжении общества общественного богатства.

Наконец, разрешение третьего противоречия означает признание общественно значимой частной хозяйственной деятельности личности или предприятия. При этом продавец выступает как отдельный индивид, олицетворяющий частное начало, а покупатель выступает как представитель общества, олицетворяющий общественный интерес. Тот факт, что покупатель как представитель общества купил данный товар, означает, что общество в его лице одобрило производственную деятельность личности, являющейся товаровладельцем и продавцом данного товара. Пока они не проданы, это были продукты частной хозяйственной деятельности, целесообразность которой оставалась под вопросом. Пройдя сделку купли-продажи, товар становится составной частью общественного богатства, выраженного в деньгах, Частные усилия, затраченные на его создание, признаются как достойная часть общественных усилий, величина которых представлена в денежной форме.

Возникновение денег из обмена

В результате обмена потребительная ценность товара отделяется от его ценности. Первая переходит в руки покупателя в форме продукта, который будет служить удовлетворению соответствующих потребностей, вторая - в руки продавца в форме денег, олицетворяющих ценность. Отделение потребительной ценности от ценности с развитием обмена и денег означает, что товарный мир разделяется на две противоположные части - два полюса. На одном полюсе помещаются все товары, олицетворяющие теперь потребительную ценность, а на другом полюсе им противостоят деньги, которые служат олицетворением ценности. Товары - это теперь продукты соответствующего назначения, в то время как деньги - это воплощение и мера их ценности; на одном полюсе оказывается вещественное содержание товарного мира, а на другом - его общественное содержание и значение.

Общественный характер ценности, требует ее выражения в общественно приемлемой и признанной форме. Чтобы общество могло совершать с ней необходимые действия, ценность должна существовать не только как мыслительная или словесная категория, но и как нечто предметное. Однако, будучи общественным явлением, ценность сама по себе в физическом, вещественном виде существовать не может.

Чтобы ценность была должным образом представлена в качестве общественного отношения, необходима некая субстанция, которая приняла бы на себя выполнение этой задачи. Именно такой субстанцией и являются деньги. Быть представителем ценности - в этом состоит предназначение денег. Деньги возникают и развиваются для того и потому, чтобы представлять ценность, чтобы дать ей должную форму выражения и существования в обществе, когда она отделяется от потребительной ценности товара в ходе обмена.

Экономическое значение денег состоит в том, что деньги - это воплощение ценности, это способ существования ценности всех товаров, участвующих в хозяйственной жизни в данном месте и в данное время. Отсюда вытекает общее определение денег:

Деньги - это средство выражения ценности товарных ресурсов, участвующих в данное время в хозяйственной жизни общества, это универсальное воплощение ценности в формах, соответствующих данному уровню товарных отношений.

Итак, ценность товаров не есть их физическое свойство, она есть их общественное свойство, т.е. нечто символическое. С появлением и развитием денег в результате прогресса обмена это свойство, отделившись от телесной оболочки товара, существует теперь отдельно от него в денежной форме, но уже не в сфере вещественной, а в сфере общественной.

Проф. Портной М.А.

Дальше >>>


Вернуться: Управленческий консалтинг :: Бюджетирование :: Теория денег, кредита и финансов :: Наверх

Задайте свой вопросВ начало

Управленческий консалтинг | Кадровый консалтинг | Уголок консультанта | Уголок клиента


liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru