Управленческий консалтингКадровый консалтингУголок консультантаУголок клиента


ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА
Миссия
Бизнес-процессы
Оргструктура
Процедуры управления
Планирование
Бюджетирование
Управление рекламой
Уважаемые посетители!   Проект Эмси Консалтинг возобновил свою работу!
Из-за технических проблем мы потеряли домен emsi.ru, и теперь Эмси Консалтинг работает под новым именем - www.emcon.ru.
Если на вашем сайте есть ссылки на старый адрес (www.emsi.ru) - пожалуйста, обновите их! Просто замените emsi.ru на emcon.ru - внутренние адреса страниц на сайте не изменились.
Если вы заметили старую ссылку на Эмси Консалтинг на другом сайте - пожалуйста, попросите хозяина сайта обновить ее. Спасибо!

Теория денег, кредита и финансов


Глава 2. Функции денег

Как и всякий общественный феномен, деньги проявляют себя в действии, через свои функции. В ходе эволюции некоторые функции постепенно видоизменяются и принимают новые, более зрелые и совершенные формы. В течение многих веков сложились следующие четыре функции денег: мера ценности, средство сохранения ценности, средство обращения и средство платежа. При этом функции меры ценности и средства сохранения ценности сформировались как базовые, конституирующие функции денег, а функции средства обращения и средства платежа - как активные функции денег, вырастающие из предыдущих.

Все разновидности денег обладают функцией меры ценности, поскольку все они служат средством выражения ценности товарных ресурсов, действующих в хозяйственной жизни. Быть средством выражения ценности представляет собой общее свойство денег, которое можно определить как их интегральную функцию, которую начинают выполнять деньги со времени своего возникновения. Собственно, с началом использования какого-либо товара в этой функции и происходит превращение данного товара в деньги, а затем деньги отбрасывают вещественную оболочку и выступают в символическом виде - как общественное выражение ценности, представленное в виде числа, удостоверенного должным образом.

2.1. Мера ценности

Мера ценности

Мера ценности представляет собой первую и универсальную функцию денег. Все разновидности денег, независимо от того, насколько полно или неполно они выполняют другие денежные функции, всегда и повсюду в полной мере выполняют функцию меры ценности. Это происходит потому, что все разновидности денег, действующие в национальной экономике в данный момент времени, предназначены для выражения ценности, применяемых в ней хозяйственных ресурсов. Различные виды денег являются составными частями общей денежной массы, которая, с учетом скорости обращения, служит выражением ценности совокупности всех присутствующих на рынке товаров. В экономике, то есть на рынке, в каждый данный момент на одной стороне присутствует товарная масса как воплощение потребительной ценности, а на другой стороне этой товарной массе в качестве воплощения ее ценности противостоит денежная масса с учетом скорости обращения денег.

Выражение ценности товарных ресурсов составляет предназначение денег. Деньги выполняют его таким образом, что прежде всего дают ценности товаров количественную определенность, в которой она предстает перед обществом. Действуя как средство выражения ценности товаров, деньги одновременно действуют и как мера их ценности. Механизм этого действия состоит в том, что в качестве меры ценности употребляется денежная единица, в которой выражена долевая величина совокупной ценности всех товаров, представленных на рынке.

Ценность товара, выраженная в деньгах, является обществу в форме цены. Цена, следовательно, есть форма выражения ценности товаров в деньгах. Поэтому, когда говорят об изменении цен товаров под влиянием различных условий, подразумевают изменения их ценности, выраженной в деньгах.

Сравнительный, относительный характер ценности товаров, означает, что и мера этой ценности является величиной относительной. Поскольку мера ценности является долевой величиной общей ценности всей совокупной товарной массы, она движется и изменяется в различные периоды времени вместе с изменениями ценности всей товарной массы, представленной на рынке. В этом состоит отличие меры ценности как общественной категории от физических мер, которые относятся к классу природных явлений и являются абсолютными величинами.

Мера ценности - это долевая величина совокупной ценности всей товарной массы, представленной на рынке. Подобно тому, как капля раствора выражает пропорции содержащихся в нем веществ, денежная единица выражает соответствующие пропорции всех товаров, представленных в ней в качестве набора.

Формирование меры ценности. Масштаб цен.

Формирование функции меры ценности начинается с бартера.

Простой бартер - исходная ступень развития товарно-денежных отношений и их первая стадия. Напомним, что обмен представляет собой универсальный способ экономической связи между членами общества, в котором сложилось и развивается разделение труда.

Бартер был первой формой обмена, и он породил исходную и самую общую формулу обмена Т-Т: товар на товар. Эта формула представляет в самом общем виде обмен хозяйственной деятельностью, который совершается экономическими агентами в обществе. В дальнейшем он развивается и усложняется вместе с развитием экономики, как по линии содержания, так и по линии техники исполнения сделок.

В ходе бартерного обмена и вырастающего из него товарного производства происходило два взаимно связанных процесса:

  • формирование и закрепление меновых пропорций, которые становятся впоследствии ценами товаров, и
  • выделение из товарной среды одного товара, который превращается в деньги.

Мера ценности сформировалась прежде, чем возникли и полностью оформились деньги как экономическое явление. Первоначально мера ценности возникает и долгое время существует как простое обменное соотношение товаров, как пропорция, в которой осуществляется их обмен. Это обменное соотношение и есть цена товара, но только она еще пока выражена не в деньгах, а в одном или нескольких других товарах, которым благодаря этому и предстоит стать деньгами.

Наиболее представительный товар становится носителем данного соотношения, мерилом ценности других товаров, и в этом качестве, помимо своей собственной роли конкретного товара становится инструментом обмена, то есть превращается в деньги.

Следовательно, деньги уже с начала своего происхождения возникали как величины отвлеченные, идеальные, хотя они еще долгое время были привязаны к вещественному носителю.

Первые деньги долго выступали как деньги только в качестве меры ценности, в то время как обмен носил непосредственно прямой характер. Длительное время цены товаров существовали в виде простых обменных соотношений, которые постепенно становились привычными и превращались в традицию, закрепленную силой обычая. Это имело место там, где обменные операции превращались в устойчивое, регулярно повторяющееся явление, в случае, например, хозяйственных связей земледельческих и скотоводческих общин.

В дальнейшем, с ростом числа и разнообразия обменных соотношений эта традиционная система связей приводила к тому, что центральную роль в обмене занимал один из товаров, отдельные части которого становились единицей меры ценности. Такой товар служил мерой ценности всех других товаров и первоначально именно в этом качестве выступал как деньги. В зависимости от условий местности и от удобства счета, мерой ценности становилась либо единичная особь скота, либо определенный вес или объем таких предметов, как соль, пшеница и т.п.

Потребность в деньгах возникает в связи с прогрессом обмена, его усложнением и возрастанием числа комбинаций, в которых обмениваются товары. Это означает, что к данному времени многочисленные обменные соотношения уже сложились, и появление денег диктуется необходимостью выразить эти соотношения в универсальной форме, приемлемой и понятной для общества. Это требование удовлетворяется путем выделения из товарного мира отдельного товара, способного служить универсальным средством обмена. Прежде чем стать деньгами, данный товар уже достаточно долго участвовал в обменных операциях, так что пропорции, в которых он обменивался на другие товары, стали привычным и общеизвестным соотношением. Благодаря этому, те пропорции, в которых данный товар обменивался на другие товары, стали универсальными, общеупотребительными пропорциями. Выделившийся товар стал деньгами, а количественные соотношения, в которых он обменивался на другие товары, стали ценами.

Роль представителя ценности товарного мира была особенной, подходящей не для всякого товара, и поэтому требовала наличия у денежного товара особенных экономических и физических свойств. Вначале на эту роль выдвигался товар, наиболее часто встречавшийся в обмене, а затем - наиболее ценные товары, обладающие кроме того подходящими физическими свойствами. Со временем на эту роль выдвинулись благородные металлы. Выдающиеся эстетические качества, однородность, стойкость к воздействию внешней среды и неподверженность порче, произвольная делимость, портативность, высокая стоимость при малом объеме в сочетании с редкостью и трудностью добычи - все это сделало золото и серебро уникальными товарами, идеально соответствующими для выполнения роли денег во времена действия натуральных денег.

Масштаб цен

Функция меры ценности требует количественной определенности. Поэтому с ней тесно связано их свойство служить масштабом цен. Масштаб цен не является отдельной функцией денег - он представляет собой механизм, с помощью которого осуществляется функция меры ценности.

Когда обмен достигает достаточного развития, все товары одинаково воспринимаются как ценности. Поскольку как ценности они однородны, то они теперь сравниваются и измеряются между собой как части противостоящей им однородной субстанции, в качестве которой выступают деньги. Отсюда развивается необходимость дробления денег на одинаковые части. Эта необходимость, как и все экономические явления, вначале возникает в реальной жизни, а затем закрепляется в качестве мысленного образа.

Та субстанция, которая на данном этапе экономической цивилизации была выдвинута обществом на роль выразителя ценности товаров, становилась материалом для образования масштаба цен. Когда это был скот, масштабом цен служила отдельная особь, для шкур, ракушек и т.п. - их отдельные единицы или части, для соли, металлов - их весовые части. Когда же средством выражения ценности стали благородные металлы, позволяющие дробить их по весу, не разрушая их потребительских свойств, проблема установления единицы меры ценности получила приемлемую и удобную для общества форму решения. В эпоху натуральных денег эта форма получила свое законченное выражение, когда деньгами стало золото.

Однородность, прочность и делимость, концентрация высокой ценности в малых количествах благородного металла делали золото и серебро идеально удобными для функционирования в качестве меры ценности. Определенное весовое количество золота или серебра становилось выражением единицы ценности товаров, и с этого времени цены товаров выражались в таких единицах. Цена каждого товара выступала при этом просто как какое-то количество золота, притом, что все золото превратилось в воплощение общественного богатства.

Хотя ценность золота изменялась вместе с ценностью товаров, выразителем которой оно служило, масштаб цен оставался неизменным, поскольку он был выражен в одних и тех же весовых единицах, Поскольку золото не меняет своего веса, 1 г. чистого золота всегда является одной тысячной килограмма такого золота, как бы при этом не менялась ценность самого золота как товара.

Поскольку золото вначале обращалось в слитках, которые принимались по весу, исторически закрепился весовой масштаб цен. Отзвуки этого явления до сих пор сохранились в виде наименований некоторых денежных единиц.

Благодаря оформлению масштаба цен в качестве принятого обществом явления, ценность товаров, выраженная в деньгах, получила свою внутреннюю систему измерения, которая исправно обеспечивает выполнение функции меры ценности.

В силу различий в характере становления и развития товарного производства в отдельных государствах в каждом из них сложился свой масштаб цен, связанный с определенной исторической традицией. Удостоверенный и поддерживаемый государственной властью масштаб цен создает в данном обществе единообразные условия для выполнения деньгами функции меры ценности товаров. В эпоху кредитных денег масштаб цен переходит к ним в результате исторической преемственности, которая обеспечивалась в течение длительного времени посредством размена банкнот и вкладов на золото.

Масштаб цен, принятый на территории данного государства, действителен только в пределах его границ, а в расчетах между государствами, т.е. на мировом рынке, золото принималось по весу. Окончательное утверждение кредитных денег привело к тому, что в настоящее время они действуют как в национальных, так и в международных расчетах. Поскольку функция меры ценности в порядке преемственности перешла к кредитным деньгам, и в наше время перевод одной национальной валюты в другую означает, в первую очередь, переход из одного масштаба цен в другой. Здесь все зависит от конкретной величины ценности, принятой за единицу счета.

Счетные деньги

Благодаря развитию и широкому применению масштаба цен, ценность товаров в их денежном выражении превратилась в их денежное название. Вслед за этим деньги, в которых товары выражали свою ценность, получили теперь новую жизнь, оторванную от их вещественного существования. Деньги как мера ценности стали счетными деньгами.

Как только соответствующий масштаб цен сложился и зафиксирован силой общественной традиции, а в дальнейшем авторитетом государства, становится возможным использование счетных денег.

Счетные деньги являются атрибутом достаточно устойчивых товарных отношений, когда производство для рынка и обмен становятся регулярным, систематическим явлением и цены товаров приобретают известную устойчивость. Возникает необходимость сопоставления затрат и результатов. В известном смысле это облегчалось в силу консерватизма существовавших в далеком прошлом методов производства, когда соответствие затрат и результатов нарушалось преимущественно под влиянием внешних факторов стихийного либо военно-политического характера (неурожаи, войны, политические и социальные потрясения и т.п.). В обычное же время цены товаров оставались достаточно устойчивыми. При регулярно повторяющемся производстве это позволило использовать для установления цены товаров счетные деньги без участия самого денежного материала. Установление цены становится мысленной, идеальной операцией, при которой отпадает необходимость присутствия реального золота. Возникает и развивается учет, ведение систематических записей, анализ хозяйственной деятельности. Во всех этих сферах фигурируют счетные деньги, масштабы применения которых прогрессируют вместе с развитием товарных отношений. Особенно велика роль счетных денег в современной экономике.

Применение счетных денег в ходе учета издержек и установления цены дает возможность товаропроизводителю количественно определить и сопоставить целесообразность и выгодность своей хозяйственной деятельности. В счетных деньгах товаропроизводитель устанавливает цену своего товара еще до того, как этот товар предлагается для продажи. Реальная цена, по которой будет продан товар, может заметно отличаться от той, на которую ориентируется товаропроизводитель, и тогда он должен будет внести коррективы в свою деятельность или совсем прекратить ее, поскольку только обмен подтверждает полезность его продукта для общества, а конкретная цена, которую общество платит за его товар, становится оценкой результатов его хозяйственной деятельности.

Превращение вещественного товара - денег в счетные деньги есть одновременно первый шаг превращения вещественных, натуральных денег в символические, условные деньги, способные выполнять денежные функции, не обладая при этом собственной ценностью как материала, из которого эти деньги сделаны. В этом качестве они используются для измерения цены, учета издержек, расчета ценности имущества и прочих надобностей, когда нет необходимости в других денежных функциях.

Вместе с развитием делового счетоводства, затем - теории и практики национального счетоводства, счетные деньги получают широкое применение как инструмент экономического анализа на микро- и макроуровне.

Проф. Портной М.А.

Дальше >>>


Вернуться: Управленческий консалтинг :: Бюджетирование :: Теория денег, кредита и финансов :: Наверх

Задайте свой вопросВ начало

Управленческий консалтинг | Кадровый консалтинг | Уголок консультанта | Уголок клиента


liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru