Управленческий консалтингКадровый консалтингУголок консультантаУголок клиента


ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА
Миссия
Бизнес-процессы
Оргструктура
Процедуры управления
Планирование
Бюджетирование
Управление рекламой
Уважаемые посетители!   Проект Эмси Консалтинг возобновил свою работу!
Из-за технических проблем мы потеряли домен emsi.ru, и теперь Эмси Консалтинг работает под новым именем - www.emcon.ru.
Если на вашем сайте есть ссылки на старый адрес (www.emsi.ru) - пожалуйста, обновите их! Просто замените emsi.ru на emcon.ru - внутренние адреса страниц на сайте не изменились.
Если вы заметили старую ссылку на Эмси Консалтинг на другом сайте - пожалуйста, попросите хозяина сайта обновить ее. Спасибо!

Теория денег, кредита и финансов


Выводы

  1. Все классы денег, будучи средством выражения ценности товаров, выполняют функцию меры ценности, которая выступает как общее свойство денег независимо от тех форм, которые они принимают в процессе своей эволюции. Применение денег в функции меры ценности позволяют представить ценность товара в виде его цены. Исторически цена товара в виде известного обменного соотношения возникает и складывается на рынке до того, как появляются деньги. Причина появления денег и состоит в необходимости выделить из множества взаимных обменных соотношений, в которых все товары находятся между собой, универсальный ряд этих соотношений, где они приведены к общему знаменателю, где базой сравнения и, соответственно, точкой отсчета ценностей всех других товаров становится ценность одного товара, стихийно выделенного рынком для выполнения этой общественной миссии. Ценность такого товара выступает воплощением ценности вообще, общественным бытием меновой ценности. Эта миссия и делает данный товар деньгами. Единица данного товара или его долевая величина становится единицей измерения ценности в обменных сделках.

  2. Развитие обмена создает условия для выполнения деньгами функции меры ценности идеально, т.е. мысленно, без непосредственного их приравнивания к тому или иному товару в каждой сделке. Цена становится общественно признанным количественным выражением ценности данного товара в деньгах. Деньги как мера ценностей вначале выполняют эту функцию, непосредственно участвуя в обмене в форме товара. Благодаря этому участию выражение ценности в качестве общественного отношения приобретает количественную форму. Единица данного товара, который стал средством выражения ценности, превращается в единицу ценности, благодаря чему возникает масштаб цен. С установлением масштаба цен деньги в функции меры ценности получают возможность фигурировать как счетные деньги - это может быть воображаемое число голов скота, или штук каких-либо предметов, или весовых частей соли, простых металлов и, наконец, золота. Вследствие исторической преемственности и в результате местных особенностей в каждой национальной экономике складывается свой масштаб цен.

  3. Счетные деньги, вырастающие из меры ценности и масштаба цен, позволяют выражать цены товаров в единообразных универсальных для данной местности единицах. При этом деньги участвуют в установлении цен идеально, как мысленно выражаемое мерило ценности. В этом качестве деньги непосредственно выступают как общественное воплощение ценности. Таким образом, функция меры ценности есть единство средства выражения ценности, масштаба цен и счетных денег. Функция сохранения ценности возникает и развивается вместе с развитием обмена, увеличением числа и разнообразия торговых сделок, а также пространственным и географическим расширением торговли. Товарное обращение по схеме Т-Д-Т распадается на две операции Т-Д и Д-Т, которые разделены во времени и пространстве. Отсюда возникает необходимость выполнения деньгами функции средства сохранения ценности до завершения обменной сделки. В эпоху натуральных денег золотые деньги выполняют функцию средства сохранения ценности в качестве сокровища. Развитие функции меры ценности создает возможности использовать золото в период действия металлической денежной системы в качестве частных и централизованных резервов. Применительно к кредитным деньгам функция средства сохранения ценности трансформировалась из сокровища в накопление.

  4. В условиях развитой торговли деньги приобретают и развивают функцию средства обращения. В этом качестве деньги обслуживают переход товаров из рук в руки в многочисленных торговых сделках, благодаря чему их роль становится в этой функции мимолетной, и их становится возможным заменить в пределах государства на бумажные знаки, разменные на золото. В отдельные периоды истории государство выпускало неразменные на золото государственные бумажные деньги, которые неизбежно подвергались инфляции и приводили к серьезным расстройствам в экономике. Государственные бумажные деньги позволяли осуществлять в скрытой форме безвозмездное перераспределение в пользу государства части созданного обществом валового продукта и дохода.

  5. Средство платежа представляет собой высшую функцию денег. Она предназначена для того, чтобы обслуживать накопление, и получает свое полное развитие в условиях капитализма. В современных условиях функция средства платежа в значительной степени поглотила функцию средства обращения и трансформировалась в функцию средства расчетов.

Термины и понятия

  • Мера ценности
  • Масштаб цен
  • Счетные деньги
  • Средство сохранения ценности
  • Сокровище
  • Средство накопления
  • Средство обращения
  • Монета
  • Бумажные деньги
  • Государственные бумажные деньги
  • Средство платежа

Вопросы для самопроверки

  1. Какие функции выполняют деньги? Почему мера ценности является общей функцией всех видов денег?
  2. Что собой представляет цена товара? Как образуется и действует масштаб цен?
  3. В чем состоит необходимость функции средства сохранения ценности? Что такое сокровище и для каких целей оно предназначено?
  4. Как формируется и действует функция средства обращения? Почему монеты становится возможным заменить бумажными деньгами?
  5. В чем заключаются особенности государственных бумажных денег? Каким потребностям в экономике соответствует функция средства платежа?

Проф. Портной М.А.

Дальше >>>


Вернуться: Управленческий консалтинг :: Бюджетирование :: Теория денег, кредита и финансов :: Наверх

Задайте свой вопросВ начало

Управленческий консалтинг | Кадровый консалтинг | Уголок консультанта | Уголок клиента


liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru