Управленческий консалтингКадровый консалтингУголок консультантаУголок клиента


Делопроизводство
Должностная инструкция
Подбор
Адаптация
Оценка
Обучение
Мотивация
Система оплаты
Корпоративная культура
Трудовое право
Безопасность
Уважаемые посетители!   Проект Эмси Консалтинг возобновил свою работу!
Из-за технических проблем мы потеряли домен emsi.ru, и теперь Эмси Консалтинг работает под новым именем - www.emcon.ru.
Если на вашем сайте есть ссылки на старый адрес (www.emsi.ru) - пожалуйста, обновите их! Просто замените emsi.ru на emcon.ru - внутренние адреса страниц на сайте не изменились.
Если вы заметили старую ссылку на Эмси Консалтинг на другом сайте - пожалуйста, попросите хозяина сайта обновить ее. Спасибо!

Зачем нужна должностная инструкция?


Версия для печати

Преимущества должностной инструкции заключаются в следующем:

  • она помогает Вам отобрать подходящих сотрудников;

  • она дает возможность Вам и Вашим сотрудникам составить четкое представление о специфике каждого вида работы;

  • она показывает каждому соискателю на указанную должность, что от него потребуется.

Для чего нужна должностная инструкция? Прежде всего, для того, чтобы упорядочить работу не только отдела или департамента по управлению персоналом, но и всей организации. Обычно должностная инструкция описывает обязанности и права работников.

Каковые основные требования к форме должностной инструкции? Рассмотрим пункты, которые в обязательном порядке должны входить в должностную инструкцию:

  1. Непосредственная подчиненность работника. Принято считать, что непосредственная подчиненность подразумевается сама собой и в силу своей естественности может специально не оговариваться. Главные бухгалтеры обычно возмущаются, когда от них требуют указать, что кассир подчиняется главному бухгалтеру. Действительным является только то положение, которое существует на бумаге. И если в соответствующем документе не написано, что кассир подчиняется непосредственно главному бухгалтеру, это означает, что он будет подчиняться директору, тогда как директору он должен подчиняться опосредованно, через главного бухгалтера.

  2. Порядок назначения и освобождения от должности. Этот порядок не изменился, назначение и освобождение от должности производится приказом или распоряжением. Не контрактом. Контракт является лишь основанием для приказа. В принципе, скоро в России отменят приказы и трудовые книжки, в результате чего должна установиться контрактная система. Но когда это будет еще не известно.

  3. Чем руководствуется работник в своей деятельности. Это довольно простой пункт, не влияющий на юридическую силу документа. Хочу обратить ваше внимание на следующее: когда начальник кадровой службы пишет своему подчиненному, что тот руководствуется в своей деятельности настоящей должностной инструкцией, это звучит абсолютно безграмотно. Прямая ссылка на должностную инструкцию не достаточна v вы должны перечислить ряд действующих в нашей стране положений. Любой сотрудник, какую бы должность он ни занимал, руководствуется в первую очередь действующим законодательством (несмотря на то, что в нем происходят постоянные изменения). Далее следуют подзаконные акты: инструкции, положения, разъяснения, нормативные материалы межотраслевых органов. Потом надо указать нормативы вашей отрасли. Если ваша организация является филиалом или представительством, надо указать вышестоящую организацию. И последней строкой v положение об отделе и настоящая должностная инструкция.

Из каких разделов состоит должностная инструкция? Унифицированная структура текста данного документа, согласно УСОРД включает следующие разделы:

  1. LОбщие положения¦. Устанавливается сфера деятельности данного специалиста, порядок его назначения и освобождения от занимаемой должности, замещение по должности во время отсутствия, определяются квалификационные требования, подчиненность специалиста и должностные лица, которыми он руководит. В разделе перечисляются правовые акты и нормативные документы, которыми должен руководствоваться специалист в своей деятельности.

  2. LЗадачи¦. Определяются направления деятельности специалиста.

  3. LФункции¦.Перечисляются конкретные функции, возложенные на специалиста; указывается форма его участия в управленческом процессе: руководит, утверждает, обеспечивает, исполняет, контролирует, согласовывает, представляет, курирует и прочее.

  4. LПрава¦. Определяются права, представляемые специалисту для выполнения возложенных на него функций и обязанностей.

  5. LОтветственность¦. Устанавливаются виды ответственности за несвоевременное и некачественное выполнение специалистом должностных обязанностей и неиспользование предоставленных ему прав.

  6. LВзаимоотношения. Связи по должности¦. Перечисляется круг должностных лиц, с которыми специалист вступает в служебные отношения и обменивается информацией, указываются сроки получения и предоставления информации, определяется порядок подписания, согласования и утверждения документов.

Обязательно ли писать все приведенные разделы и пункты должностной инструкции? Приведенная форма v это унифицированная форма данного документа, содержащаяся в инструкции по делопроизводству. Эти разделы должны быть обязательно. А дальше можно написать еще двадцать шесть пунктов. Здесь дана выжимка: "Общие положения", "задачи", "функции", "права", "ответственность" и "служебные взаимоотношения". Это тот костяк, тот минимум, без которого нет этого документа. Здесь, напротив, много чего не хватает. Где критерии оценки качества? Где режим работы? Где порядок аттестации? Это также необходимо добавить.

Кем разрабатываются должностные инструкции? Они разрабатываются руководителями структурных подразделений и ими подписываются. При отсутствии структурных подразделений инструкция составляется специалистом, занимающим данную должность, и им подписывается. Должностная инструкция обязательно утверждается первым руководителем организации. Руководитель структурного подразделения утверждает должностную инструкцию в том случае, если это в его компетенции и указано в его должностной инструкции и трудовом контракте.

С кем согласовываются должностные инструкции? Должностная инструкция согласовывается с соответствующими юридическими отделами (юрисконсультами) организации. В случае, если она разрабатывается кадровой службой, ее необходимо также согласовывать с соответствующими структурными подразделениями или должностным лицом, курирующим соответствующее направление деятельности организации.

С чего начинается разработка должностной инструкции? С подготовки Положения о подразделении. Даже если у вас есть Положение об отделе кадров или департаменте по управлению персоналом, или Положение о повышении квалификации сотрудников, об их обучении - этого все равно недостаточно. Все функции, которые возложены на подразделение, должны быть разделены между сотрудниками данного подразделения. Поэтому Положение о подразделении очень важно. Второй документ, который нам необходим для подготовки должностной инструкции - это должностная квалификационная характеристика. Руководители организаций сами утверждают штатное расписание, следовательно, они имеют право вносить в штатное расписание те должности, которые им необходимы. В связи с тем, что открылись совместные предприятия, предприятия со 100-процентным иностранным капиталом, у нас появились должности, которые не предусмотрены Единой номенклатурой должностей служащих: есть и секретарь-машинистка, и референт, и секретарь на reception, и менеджер по управлению персоналом, и помощник директора, и генеральный директор.

Какие требования предъявляются к должностной инструкции в соответствии с ГОСТом? Есть специальный ГОСТ на все кадровые документы v 6.38.90, который так и называется "Требования к оформлению документов". На него всегда можно сослаться при судебных и прочих спорах. Можно перечислить не менее тридцати различных надписей, которые могут быть на документах. Но не все из них влияют на юридическую силу. Вы можете некоторые надписи и не сделать или сделать их неправильно - и это не будет иметь юридического значения. На юридическую силу УРД влияют три группы реквизитов.

  1. Первая группа называется "Реквизиты бланка". Служебная документация не пишется на простой бумаге. Нельзя взять лист формата А4 и написать: "Утверждаю", "Должностная инструкция". Для этого существуют бланки. В каждой организации должен быть бланк для писем, с адресом, телефоном, факсом. Можно ли на нем писать должностную инструкцию? Нет. Этот документ не будет иметь юридической силы. Для каждого вида документов существуют определенные бланки. Если вы напишете платежное поручение на бланке для счетов, банк ее не примет. Существует специальный бланк для приказов. В некоторых фирмах есть даже бланки протоколов и так далее. Нужно знать, что такое бланк, из каких надписей он состоит, а если у вас нет бланков, отпечатанных в типографии - ничего страшного, напечатайте его сами на машинке или компьютере. Только сначала наберите реквизиты бланка, а потом все остальное. Такой бланк будет иметь уже 50 процентов юридической силы.

  2. Вторая - "Реквизиты состава удостоверения документов".

  3. Третья группа реквизитов - это "Реквизиты согласования и реквизиты ознакомления".

Иногда в должностных инструкциях встречается фраза: LРаботник несет ответственность за качественное и своевременное выполнение возложенных обязанностей¦. Как ее понимать?
Проанализируем ее с точки зрения семантики русского языка. Что значит Lнести ответственность¦? Это значит v отвечать, быть привлеченным к ответственности. В контексте этой фразы v быть наказанным за качественное и своевременное выполнение обязанностей. Очевидно, что это смысловой парадокс v ведь подразумевается наказание за некачественную и несвоевременную работу. Правильно было бы написать: Lнесет ответственность за качество и своевременность¦. Поэтому при составлении различных документов нелишне проконсультироваться не только с юристом, но и с филологом, чтобы избежать такого рода парадоксов.

Что придает должностной инструкции юридическую силу? Чтобы придать бланку должностной инструкции юридическую силу, нужно указать название фирмы, название документа (должностная инструкция), оставить место для даты, место для номера и написать г.Москва. Мне приходилось слышать недовольные высказывания по поводу того, что наименование Lдолжностная инструкция¦ пишется в углу. Мне это тоже не кажется самым удачным решением, но разработчики этого документа сделали именно так, и нам остается подчиняться их требованиям. В принципе, если ваше эстетическое чувство требует, чтобы название стояло в центре, это не будет большим нарушением. На юридическую силу влияет то, что вы что-то не дописали или написали, но неправильно.

Кто пишет должностные инструкции? Иногда вас вызывает руководитель и начинает разговор с такой фразы: "Вы у нас менеджер по кадрам и лучше всех знаете КЗоТ". Это приятно слышать. Но далее следует просьба: "Напишите на всех должностную инструкцию". Никогда ни на кого ничего не пишите, никаких инструкций, кроме своей собственной структуры. В других структурах вы не компетентны, вы их не знаете и не должны знать. Ни в коем случае не пишите должностную инструкцию на кассира - вы не знаете расчетно-кассовых операций. На кассира инструкцию должен писать главный бухгалтер. На менеджера из отдела продаж - начальник этого отдела.

Что вы должны сделать, если главный бухгалтер обращается к вам с просьбой написать должностные инструкции на сотрудников? Вы должны сказать: "Я вам покажу форму и методику разработки этого документа. А дальше пишите сами. Ваших профессиональных тонкостей я не знаю, это не моя функция". То есть вы должны подробно разъяснить форму этого документа, общие положения, все пункты и подпункты, которые в обязательном порядке входят в должностную инструкцию. Это ваша обязанность. Потому что вы единственный специалист в своей организации, которой знает, что такое должностная инструкция и что из нее вытекает. Вы знаете, что если работник не выполняет инструкцию, его можно уволить. Можно уволить по статье 33-й, пункт 2 - несоответствие работника занимаемой должности. По статье 33-й, пункт 3 - систематическое неисполнение должностных обязанностей. Эти тонкости в вашей компетенции.

Кто подписывает, утверждает текст должностной инструкции? Это разные вещи. Типичная ошибка состоит в следующем. Как правило, руководитель кадровой службы подчиняется непосредственно директору, и в этом случае директор и подписывает, и утверждает текст инструкции. Это ошибка v неправомерно одному и тому же лицу, в рамках одного документа совершать два разных юридических действия. Общее правило: подписывает руководитель структурного подразделения, где работает сотрудник, утверждает директор. В данном случае инструкцию разрабатывает и подписывает кадровик, а директор утверждает.

Как часто надо менять текст должностной инструкции? Не исключено, что руководитель, утвердивший документ, ушел из организации или сменился работник, расписавшийся на инструкции. Некоторые кадровики проявляют излишнее усердие, обновляя должностные инструкции ежегодно. Это не всегда оправдано: инструкция может действовать годами. Изменения требуются лишь в отдельных случаях, например с изменением функций, переименованием организации и т.д.

Если на должность Петрова приходит Сидоров, а функции этой должности не менялись, вы можете предложить ему расписаться на имеющемся документе. В некоторых организациях используют именные инструкции. Разумеется, если она была написана конкретно на Сидорова, Иванов не имеет права расписываться на ней. Поэтому следует помнить о том, что инструкция пишется не на конкретного человека, а на должность. Встречается и другая довольно распространенная ошибка. В некоторых организациях при изменении той или иной функции положение об этой функции просто вычеркивается и делается новая запись. В этом случае зачеркивание не допускается.

Для внесения в должностные инструкции изменений и дополнений издается соответствующий приказ руководителя организации, который доводится до работника под расписку. Заменены или заново утверждены, должностные инструкции могут быть в следующих случаях: при изменении наименования организации или структурного подразделения; при изменении наименования должности; при изменении фамилии работника, замещающего данную должность, если инструкция была именной.


Вернуться: Кадровый консалтинг :: Должностная инструкция :: Наверх

Задайте свой вопросВ начало

Управленческий консалтинг | Кадровый консалтинг | Уголок консультанта | Уголок клиента


liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru