Управленческий консалтингКадровый консалтингУголок консультантаУголок клиента


О проекте
Тренинги
Продукты
TOP100 Компании
Список тренеров
Статьи
Книги
Книжная лавка
Ссылки
Первый шаг
Уважаемые посетители!   Проект Эмси Консалтинг возобновил свою работу!
Из-за технических проблем мы потеряли домен emsi.ru, и теперь Эмси Консалтинг работает под новым именем - www.emcon.ru.
Если на вашем сайте есть ссылки на старый адрес (www.emsi.ru) - пожалуйста, обновите их! Просто замените emsi.ru на emcon.ru - внутренние адреса страниц на сайте не изменились.
Если вы заметили старую ссылку на Эмси Консалтинг на другом сайте - пожалуйста, попросите хозяина сайта обновить ее. Спасибо!

ВЫ ГОТОВЫ ПЛАНИРОВАТЬ СТРАТЕГИЧЕСКИ?


Марк Федин, президент Бизнес Консалтинг Груп

Возможно, читателям будет интересно узнать, что согласно американской статистике около 40% компаний еще 20 лет назад входивших в список Fortune 500, в наши дни благополучно прекратили свое существование. Эксперты, немало времени потратившие на то, чтобы докопаться до истины, сделали ошеломляющий вывод: вымершие компании либо не имели собственной стратегии, или же она представляла собой некий бумажный отчет, который так и не был реализован на практике. Изменило ли это открытие представление руководителей о стратегическом планировании? Вопрос остается открытым.

Представители "первого поколения" российского бизнеса, работавшие 24 часа в сутки в тот самый период накопления начального капитала, твердо придерживались своей позиции: "Никакое стратегическое планирование у нас невозможно. Слишком непредсказуемая ситуация. Есть возможность - надо ее использовать для получения прибыли; нет - надо такую возможность искать. А планировать - это дело пустое, работать надо". С чем было связано такое мнение? Планирование ассоциировалось у руководителей с жесткими ограничениями. Написано - значит, так и делай. В реальном же бизнесе ситуация меняется так быстро, что "колея" в виде плана, например, пятилетнего, жестко предписывающая, что надо делать, может привести к провалу. На голове шевелились волосы при воспоминании о централизованном планировании "сверху вниз", об обязательных личных творческих планах, соцсоревнованиях и т. д. А наукообразие и "иностранное" звучание термина "стратегическое планирование" было как отмашка красным флажком: стоп, здесь речь идет об отвлеченных понятиях, не имеющих отношения к реальной жизни.

После августа 1998 года для многих из нас закончилось время, когда решение принималось только на основе здравого смысла". Давайте сделаем! И делали. Этот подход, увы, сдан в утиль. Если Вы руководитель и не задумываетесь о перспективах Вашего бизнеса, Вы лишаете его перспектив. Наверняка, вы легко вспомните не один десяток известных и уважаемых российских компаний, которые ушли с рынка или остановились в своем развитии. Как говорили древние - когда не знаешь, к какой пристани держишь путь, ни один ветер не будет попутным.

Мы уверены, будучи руководителем, Вы уже не раз задумывались о стратегии развития собственной компании. И Вы на правильном пути, поскольку разработка стратегии - Ваша первоочередная задача. При грамотном распределении ресурсов руководитель 80% времени отдает именно стратегическому планированию и лишь 20% тратит на оперативное управление. Вспоминаются переговоры с директором крупного московского предприятия: в кабинет врывается рабочий, пахнущий дымом и краской, и истошно кричит: "Василь Василич, у нас в 6-м цехе воздух по трубе не проходит". Василий Васильевич просит прощения и убегает вместе с рабочим организовывать прохождение воздуха по трубе. Вопрос: это топ-менеджер или высокооплачиваемый механик? Если Вы уже созрели до разработки и внедрения собственной стратегии, стоит помнить, что процесс этот непрерывный: нельзя разработать стратегию на пять лет и больше не возвращаться к ней до истечения срока.

Стратегия - вовсе не сказка о том, как построить хрустальный мост через реку. Это сильная бизнес-концепция плюс набор конкретных действий, приводящих эту бизнес-концепцию к созданию реальных конкурентных преимуществ, которые позволят компании не просто держаться на плаву, а динамично развиваться на рынке.

Что будет наградой за те усилия, которые Вы как руководитель потратите на разработку и внедрение стратегии? Во-первых, произойдет концентрация на анализе выполнения планов и контроле делегируемых полномочий. Вам больше не нужно будет решать мелкие текущие вопросы, зато больше времени останется на управление командами и бизнес-процессами. Во-вторых, это повлечет за собой другие позитивные изменения - топ-менеджеры Вашей компании будут все меньше сосредотачиваться на гашении пожаров и сконцентрируются на оказании помощи людям в достижении их стратегических целей.

Нам приходится встречать руководителей, которые, ссылаясь на чей-либо неудачный опыт разработки стратегии, говорят о том, что стратегия не спасает от неуспешного ведения бизнеса. В частности, в начале 1998 года один очень уважаемый российский банк заказал разработку стратегии также в уважаемой американской консалтинговой компании. В течение трех месяцев за 240 тысяч долларов был написан 700-страничный отчет, который не был даже прочитан первыми лицами банка. Недавно у этого банка отозвали лицензию, он стал банкротом. И мои клиенты язвительно спрашивают меня, посмеиваясь: ну что, спасла стратегия банк? А я отвечаю, нет, не спасла. Просто стратегии не было. Был отчет толщиной почти в 700 страниц, который лежал на полке.

И в заключение немного статистики. В октябре 1999 года из 460 руководителей крупных российских компаний, которые считают, что стратегическим планированием необходимо обязательно заниматься, только 23 человека ответили, что им знакома технология, и они это будут делать сами. 96 человек, или около ?, собирались обратиться за помощью к консультантам, ну а 341 руководитель, это - около ?, считают стратегию нужным делом, но ни сами разрабатывать, ни к консультантам обращаться не собираются. Видимо, сама разработается и внедрится.

Итак, возможно, Вам стоит заняться стратегическим планированием, если:

  • Вам неизвестно, что будет с компанией, потому что неясна ситуация в экономике и политике.
  • Вы считаете, что каждый день все вокруг меняется, и из-за этого рушатся Ваши планы.
  • У Вас есть потенциал, чтобы стать лидером на рынке, но Вы не знаете, какие именно шаги стоит предпринять в первую очередь.
  • У Вас есть деньги, но вкладывать их некуда.
  • У Вас существуют планы по развитию, но нет людей, чтобы их осуществить.
  • У Вас и ваших партнеров планов много, но Вы затрудняетесь с выбором самого лучшего.
  • Вам кажется, лучше было бы приостановить развитие, но коллеги с Вами не согласны.
  • Вам уже кажется, что лучше будет заняться чем-нибудь другим-

Само собой разумеется, наличие стратегии не обрекает компанию на успех, однако качественно разработанная стратегия может на порядок повысить конкурентоспособность компании при условии, что управленческая команда действительно занимается ее внедрением.


Вернуться: Уголок клиента :: Статьи :: Наверх

Задайте свой вопросВ начало

Управленческий консалтинг | Кадровый консалтинг | Уголок консультанта | Уголок клиента


liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru