Управленческий консалтингКадровый консалтингУголок консультантаУголок клиента


О проекте
Тренинги
Продукты
TOP100 Компании
Список тренеров
Статьи
Книги
Книжная лавка
Ссылки
Первый шаг
Уважаемые посетители!   Проект Эмси Консалтинг возобновил свою работу!
Из-за технических проблем мы потеряли домен emsi.ru, и теперь Эмси Консалтинг работает под новым именем - www.emcon.ru.
Если на вашем сайте есть ссылки на старый адрес (www.emsi.ru) - пожалуйста, обновите их! Просто замените emsi.ru на emcon.ru - внутренние адреса страниц на сайте не изменились.
Если вы заметили старую ссылку на Эмси Консалтинг на другом сайте - пожалуйста, попросите хозяина сайта обновить ее. Спасибо!

Миссия ОАО "Компания Славич"


А. В. Мурзинов

Политические и экономические изменения в стране привели к значительному падению производства на многих относительно "благополучных" предприятиях. Не стало исключением и ОАО "Компания Славич". Естественно, что падение объемов автоматически повлекло за собой многие проблемы нашего времени: от задержек зарплаты до неплатежей в бюджет. Ясно, что в такой ситуации основной путь выживания был в диверсификации производства. Поэтому работа по освоению новых товаров была начата уже в 1992 г. Готовились многочисленные программы производства нетрадиционных для компании товаров, проводился обмен идеями с вузовской наукой, представителями Академии наук. К разработке принимались любые предложения.

Как следствие, после значительного уменьшения в 1992-1993 гг. объемы промышленного производства в 1993-1994 гг. начали постепенно увеличиваться. Но впоследствии мы начали понимать, что есть круг товаров и технологий, которые, несмотря на их привлекательность, нам "не по зубам". Дело не только в том, что наладка их производства требует значительных затрат, но и в том, что эти товары и технология нетрадиционны для нас, не соответствуют потенциалу компании.

В связи с этим в 1993-94 годах впервые были поставлены вопросы: "Что такое "Компания Славич?" Для чего мы работаем? На каком направлении деятельности мы планируем концентрировать ресурсы? Какова стратегия развития?" и т.д.

Попытки ответить на эти вопросы приводили к противоречивым суждениям и формулировкам. Прежде всего, потому, что на предприятии практически отсутствовал опыт стратегического планирования. Мы не были знакомы с порядком и правилами такого планирования, пытались "изобрести велосипед". К разработке механизма (алгоритма) планирования подтолкнула нас работа по внедрению системы международных стандартов ISO 9001.

Наша компания, как и любое другое относительно благополучное предприятие советского времени, в свое время занималась разработкой и внедрением комплексной системы управления качеством продукции. К сожалению, в то время формальное отношение к этой работе не позволило нам достичь значимых результатов в области качества продукции, управления и работы.

Понимая, что рыночные условия требуют иного подхода к качеству, а именно системы управления процессом, руководство компании приняло решение и начало работы по разработке системы управления качеством в соответствии со стандартами ISO 9001. Работа над системой качества ? тема отдельного разговора. Для данной публикации важно, что в процессе этой работы мы серьезно задумались над процедурой стратегического планирования. Первым, начальным этапом стратегического планирования является определение миссии организации. В конечном итоге ОАО "Компания Славич" прошла этот этап, и может оказаться, что наш опыт будет полезен другим.

В экономической литературе можно найти различные определения документа под названием "миссия организации" и множество вариантов перечней вопросов, входящих в структуру миссии. К примеру, под миссией организации может пониматься: констатация философии и предназначения организации, глобальная цель, система взглядов на положение и роль данной организации на рынке и на перспективы ее развития, декларация принципов функционирования организации, действительные намерения руководителей, статус и смысл существования организации и т. д.

В международной практике в миссии, как правило, находят отражения многие из перечисленных выше подходов. В качестве примера мы приводим несколько выдержек из миссий различных организаций.

  • Компания "Форд": "Предоставлять людям дешевый транспорт".

  • Global USA: "Создать супермаркеты для людей с разным уровнем доходов".

  • Bosma Industries: "Увеличение возможностей слепых или лиц с недостаточным зрением стать в технической, экономической, социальной областях независимыми. Мы достигаем этой цели за счет реализации трех программ: профессионально-техническая оценка, промежуточная (переходная) занятость, услуги по трудоустройству".

  • Корпорация "Довгань": "Защищенное качество ? защищенное здоровье".

  • Фирма "Сангвис": "Обеспечение кровью, компонентами крови, лекарственными препаратами и услугами жителей Екатеринбурга в объеме и по качеству, не уступающим мировым стандартам".

  • Институт бизнес-технологий: "Содействие становлению высокого уровня бизнеса на Урале через обучение и консультирование руководящего состава и ведущих специалистов коммерческих организаций на основе последних достижений мировой науки и современных бизнес-технологий".

  • Фирма "Двадцать Четыре": "Стать лидером в обеспечении населения Российской Федерации товарами массового потребления. Работа фирмы основана на принципах сотрудничества, развития, самосовершенствования, коммуникабельности, прогнозирования".

  • Зоопарк "Монтана": "Создать посетителю приятный развлекательный и образовательный опыт, обеспечивая в то же время качествен-ный уход за собранием животных и растений и реализуя надлежащую программу по размножению животных, которые в этом нуждаются".

  • Packwell (Центр распространения пластмассовой упаковки): ?Обеспечить клиентам конкурентоспособную пластмассовую упаковку и качество обслуживания... Стремиться к партнерству с каждым клиентом, чтобы индивидуально подобрать упаковку и обеспечить требования клиента к распространению".

  • Компания "Радиан": "Обеспечение региона современными инженерно-техническими средствами охраны ведущих фирм мира, комплексные решения, объединяющие в себе: охранную и пожарную сигнализации, системы видеонаблюдения и ограничения доступа в помещения, а также кондиционирование, освещение и т.п.".

  • Приватбанк в Крыму: "Завоевание и удержание лидирующих позиций на финансовом рынке Украины; содействие экономическому развитию корпоративных и улучшению благосостояния индивидуальных клиентов на основе взаимовыгодного партнерства; предоставление комплекса качественных банковских услуг на территории Украины".

  • Фирма "Константин": "Наша цель ? комплексное решение Ваших проблем. Мы помогаем создать такой офис, который безусловно будет отвечать всем критериям полезности, удобства, имиджа фирмы. Мы способствуем росту имиджа, авторитета Вашей фирмы".

Как видно из приведенных цитат, подходы к форме и содержанию миссий чрезвычайно разнообразны, а в ряде случаев миссия напоминает рекламное обращение.

Примерно такой базой знаний мы обладали, начиная свою первую попытку сформулировать миссию нашей компании, предпринятую в декабре 1997 г. Организационно это было оформлено в виде методических указаний, разработанных в соответствии с ISO 9001. Методическими указаниями было определено, что первую редакцию миссии готовит управление маркетинга, впоследствии миссию рассматривает и утверждает правление.

Все эти положения были выполнены, и в феврале 1998 г. появился документ под названием "Миссия ОАО "Компания Славич" на период до 2002 г.". Приводить этот документ не имеет смысла, так как впоследствии он был существенно переработан. Основные его недостатки заключались в нечеткости, двояком толковании некоторых положений. Причины недостатков были в том, что разработка миссии осуществлялась в промежутке между решением текущих вопросов, а также в попытке включить в этот документ все, что казалось в тот момент важным.

В ноябре 1998 г. работа над миссией была организована по-другому. Во-первых, мы выбрали базовую схему построения миссии, которая включала следующие элементы:

  • философия и этика ведения бизнеса. Система ценностей;

  • потребители продукции организации;

  • предоставляемые продукты и услуги;

  • области деятельности и рынки. География рынков;

  • обязательства, касающиеся стабильности и развития организации, в отношении клиентов, продуктов и услуг, рынков и технологий;

  • технологии. Отношение фирмы к внедрению передовых технологий;

  • концепция управления. Преимущества по сравнению с конкурентами;

  • забота фирмы о своем имидже и регионе ее деятельности;

  • обязательства перед работниками, забота о них. Ценность работника для фирмы.

Во-вторых, приказом по компании была назначена рабочая группа, состоящая из руководящих работников компании. Одной из задач группы стала задача формулирования миссии. В состав рабочей группы был введен координатор, который, имея определенную подготовку в области стратегического планирования и авторитет в компании, выполнял методические и организационные функции.

Рабочая группа предварительно обсудила на своих заседаниях все аспекты приведенной схемы документа и договорилась о содержательной стороне. Это выразилось в формальном ответе на поставленные в схеме вопросы. После конспективного изложения коллективного мнения документ занял более двух страниц печатного текста. Естественно, в такой редакции документ не отвечал требованиям, обычно предъявляемым к миссии, ? краткости, лаконичности.

Как правило, консалтинговые компании рекомендуют методом "мозгового штурма" доводить текст до "удобоваримого" состояния. Таким образом обеспечивается выбор лаконичных формулировок, а, кроме того, согласование разных точек зрения и выработка обобщенного взгляда на организацию. На собственном опыте мы убедились в том, что наибольшие трудности при разработке миссии заключаются в различном видении работниками компании ее настоящего и будущего. В этом случае "мозговой штурм" превращается в бессмысленную трату времени.

Мы решили отойти от рекомендуемых схем и поручить доработку текста миссии координатору рабочей группы. Он обеспечил неформальное обсуждение подготовленного варианта с работниками компании, имеющими склонность к аналитическому мышлению. После разработки нескольких промежуточных вариантов была подготовлена окончательная редакция, форма и содержание которой были одобрены как рабочей группой, так и генеральным директором. Генеральный директор утвердил рекомендованный рабочей группой текст, который приводится ниже.

Миссия ОАО "Компания Славич".

Философия компании заключается в обеспечении соответствия собственных целей и долговременных интересов общества.

ОАО "Компания Славич" реализует идеологию "общей судьбы", что предполагает сочетание интересов работников, акционеров, поставщиков и покупателей. Для компании одинаково важны прибыль для акционеров и доходы работников, а также взаимовыгодная совместная деятельность с поставщиками и полное удовлетворение потребностей покупателей.

Концепция бизнеса, реализуемого компанией, заключается в многопро-фильном производстве товаров, обеспечивающих потребности широкого круга покупателей. Нашими покупателями являются:

Предприятия пищевой, мясомолочной промышленности, хлебобулочного производства, фармацевтической и многих других отраслей промышленности, расположенных преимущественно в центральных регионах РФ. Упаковка и упаковочные материалы из полимерных пленок, бумаги, картона и пластмасс.
Предприятия микро- и радиоэлектроники РФ и стран СНГ. Технические, расходные материалы для наукоемких отраслей промышленности.
Фотографы-профессионалы, фотостудии, полиграфические производства, медицинские учреждения и другие производства как в РФ, так и странах СНГ. Светочувствительные материалы на бумажной, пленочной и стеклянной подложке и растворы для их обработки.
Студии аудио- и видеозаписи, торговые предприятия РФ. Аудио- и видеокассеты, тиражирование аудиозаписей.
Региональные потребители, включая муниципальные. Энергоресурсы.

ОАО "Компания Славич" развивает производство в других направлениях, ориентируясь на другие группы потребителей.

Предприятия строительной индустрии и индивидуальные застройщики, расположенные в центральных и северных регионах РФ. Материалы для строительной индустрии, в том числе энергосберегающие пленки, теплоизоляционные панели.
Оптовые центры по дистрибуции офисного оборудования и расходных материалов для него. Расходные материалы для репрографии и офисной полиграфии.

Конкурентное преимущество товаров компании обеспечивается внедрением систем управления качеством на базе международных стандартов (ISO 9001, ТQМ, ISO 14000).

Концепция управления "Компании Славич", обеспечивающая преимущество перед другими подобными предприятиями, заключается в концентрации ресурсов.

Компания является финансовым холдингом для дочерних хозяйственных обществ, зависимых предприятий и головным предприятием для хозрасчетных структурных подразделений.

Мы прекрасно понимаем, что данный текст отражает сегодняшнее видение компании и может быть изменен. Во всяком случае, миссия будет планово пересматриваться в ноябре 1999 г. или ранее, если наступят какие-либо форсмажорные обстоятельства.

В заключение необходимо отметить, что разработка миссии организации обеспечивает достижение нескольких целей.

  1. Миссия дает субъектам внешней среды представление об организации, ее философии, сферах бизнеса, принципах и т. д. Другими словами, она является общественной характеристикой (визитной карточкой) предприятия.

  2. Разработка миссии и сам документ способствуют единению внутри организации, созданию корпоративного духа.

  3. Миссия создает условия для более эффективного управления организацией, является отправной точкой для разработки стратеги-ческих планов, организационной структуры, расширяет смысл и содержание деятельности каждого работника.


Вернуться: Уголок клиента :: Статьи :: Наверх

Задайте свой вопросВ начало

Управленческий консалтинг | Кадровый консалтинг | Уголок консультанта | Уголок клиента


liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru