Управленческий консалтингКадровый консалтингУголок консультантаУголок клиента


О проекте
Тренинги
Продукты
TOP100 Компании
Список тренеров
Статьи
Книги
Книжная лавка
Ссылки
Первый шаг
Уважаемые посетители!   Проект Эмси Консалтинг возобновил свою работу!
Из-за технических проблем мы потеряли домен emsi.ru, и теперь Эмси Консалтинг работает под новым именем - www.emcon.ru.
Если на вашем сайте есть ссылки на старый адрес (www.emsi.ru) - пожалуйста, обновите их! Просто замените emsi.ru на emcon.ru - внутренние адреса страниц на сайте не изменились.
Если вы заметили старую ссылку на Эмси Консалтинг на другом сайте - пожалуйста, попросите хозяина сайта обновить ее. Спасибо!

Мотивация и стимулирование персонала


(Материалы и результаты исследований (ноябрь 1996 - май 1997гг.))

Мотивирование персонала можно определить как процесс регулирования системы взаимоотношений индивида (работника) с материально - социальной средой (предприятие, рабочее место, коллектив, предмет деятельности, система управленческих стратегий и политик, применяемого инструментария и т.п.). В этом случае главную задачу процесса мотивирования можно определить как создание устойчивого позитивного отношения работника к этой среде, в самом широком ее спектре.
Ответы респондентов на вопросы этого блока иллюстрируют общую динамику развития данного направления по работе с персоналом. Речь идет о различных системах оплаты труда и, так называемом, ?компенсационном пакете¦. Имеется в виду ?стимулирующий¦ набор дополнительных льгот, гарантий, компенсаций, не входящих в систему оплаты труда, т.е. то, что раньше называлось ?социальным обеспечением трудящихся¦.

График 16.
Состав компенсационного пакета
(в абсолютных показателях)

К стимулирующему действию компенсационного пакета примыкают иные формы поощрения персонала, используемые компаниями.

График 17.
Иные формы поощрения персонала
(в абсолютных показателях)

Используемые компаниями формы поощрения можно разделить на несколько групп. Первая: ценные подарки - в 64 компаниях, моральные поощрения (благодарности, почетные грамоты и т.п.) - в 58 компаниях, отгулы и дополнительные отпуска - в 40 компаниях. Вторая группа менее распространена: здесь и внесение имени сотрудника в анналы истории компании, и вывешивание портрета наиболее отличившихся на доску почета, и награждение памятными значками - в 11 компаниях. В целом вторая группа известна нам по ст. 131 КЗоТ РФ. Третья группа выглядит несколько экзотично - 6 компаний в качестве поощрений берут у сотрудников в долг под проценты, 3 - предлагают сотрудникам участие в прибыли, а 2 компании даже продают сотрудникам акции.
Спектр форм поощрения широк, так как зависит только от фантазии управляющих. Широк и разброс мнений респондентов об эффективности их стимулирующего воздействия и затратности.

Таблица 12. ?Оценка респондентами составляющих компенсационного пакета¦. (в %% от числа использующих)

СОСТАВЛЯЮЩАЯ

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ *

ОЦЕНКА ЗАТРАТНОСТИ *

ЗАТРУДНИЛИСЬ ОЦЕНИТЬ

Эффективно

Неэффективно

Дорого

Дешево

Страхование

50

11

33

5

39

Ссуды

47

9

24

15

40

Обучение

41

7

22

5

50

Питание

37

8

18

14

53

Туристические путевки, отдых, оплата бензина и др.

37

12

25

0

50

Оплата проезда на общественном транспорте

36

11

12

20

52

Медицинское обслуживание

33

12

21

29

50

Оплата жилья

0

0

33

0

67

* Сумма по строке каждого из факторов оценки (эффективность и затратность) может быть менее 100, так как часть респондентов не высказали своего суждения по данному поводу.

Если применить комплексную оценку по признаку ?эффективно - дешево¦, то на первом месте, по оценкам респондентов, стоят медицинское обслуживание и выдача ссуд. На втором - оплата проезда. Далее, в порядке убывания, - страхование, питание, обучение и др.
Обращает на себя внимание и то, что оценка эффективности и затратности компенсационных пакетов вызвала затруднения у весьма значительной части респондентов (от 39 до 67 %% от числа использующих по различным их составляющим).
По данным таблицы 13, эффективность мер морального поощрения, подкрепленных знаками внимания, очень высока. Отметим, что доля респондентов, затруднившихся с оценкой иных форм поощрения персонала гораздо ниже (от 17 до 33 %, практикующих ту или иную форму поощрения), чем попавших в это же положении при оценке компенсационного пакета (от 39 до 67 %%).

Таблица 13. ?Оценка респондентами иных форм поощрения и стимулирования персонала¦. (в %% от числа использующих)

СОСТАВЛЯЮЩАЯ

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ *

ОЦЕНКА ЗАТРАТНОСТИ *

ЗАТРУДНИЛИСЬ ОЦЕНИТЬ

 

Эффективно

Неэффективно

Дорого

Дешево

Занесение в книгу истории организации или на доску почета, награждение туристическими путевками, памятными значками ...

91

9

27

0

0

Привлечение средств персонала под %%

67

17

0

33

17

Отгулы, дополнительные отпуска

60

17

5

22

22

Моральные поощрения

60

14

14

34

24

Ценные подарки

56

11

16

19

30

Долевое участие персонала в прибыли

33

33

0

33

33

Продажа акций компании

0

0

0

0

100

* Сумма по строке каждого из факторов оценки (эффективность и затратность) может быть менее 100, так как часть респондентов не высказали своего суждения по данному поводу.

Снова применив комплексную оценку по признаку ?эффективно - дешево¦, получим следующий рейтинг. Самое сильное мотивирующее воздействие оказывают (в порядке убывания): привлечение средств персонала под %%, моральные поощрения, занесение в книгу истории организации или на доску почета, награждение туристическими путевками, памятными значками и т.п. Замыкают список отгулы, дополнительные отпуска и ценные подарки.
Особого комментария требуют случаи долевого участия персонала в прибыли и продажи сотрудникам акций компании. Количество компаний, реализующих подобные программы невелико, и судя по распределению оценок, использование этих форм поощрения и мотивации только апробируется. Как следствие, у компаний нет однозначного мнения на этот счет. Можно прогнозировать успешность этих программы и их распространение если они будут подкреплены реальным участием персонала в управлении, или будут направлены на закрепление персонала в компании, реструктуризацию доходов персонала и т.п.

Статья опубликована на сайте "Поддержка малого и среднего бизнеса в Санкт-Петербурге"


Вернуться: Уголок клиента :: Статьи :: Наверх

Задайте свой вопросВ начало

Управленческий консалтинг | Кадровый консалтинг | Уголок консультанта | Уголок клиента


liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru