Управленческий консалтингКадровый консалтингУголок консультантаУголок клиента


О проекте
Тренинги
Продукты
TOP100 Компании
Список тренеров
Статьи
Книги
Книжная лавка
Ссылки
Первый шаг
Уважаемые посетители!   Проект Эмси Консалтинг возобновил свою работу!
Из-за технических проблем мы потеряли домен emsi.ru, и теперь Эмси Консалтинг работает под новым именем - www.emcon.ru.
Если на вашем сайте есть ссылки на старый адрес (www.emsi.ru) - пожалуйста, обновите их! Просто замените emsi.ru на emcon.ru - внутренние адреса страниц на сайте не изменились.
Если вы заметили старую ссылку на Эмси Консалтинг на другом сайте - пожалуйста, попросите хозяина сайта обновить ее. Спасибо!

Должностная инструкция: какой ей быть?


Ольга КОЗЛОВА,
зав. научно-методическим отделом ГНПБ им. К.Д.Ушинского

Множество проблем и разногласий вызывает у библиотекарей и администрации составление должностных инструкций. Все время мы получаем вопросы на эту тему. А тут еще публикация в журнале ?Директор школы¦ No4 за 1998 год подлила масла в огонь.
Мы попросили специалистов из ГНПБ им.К.Д.Ушинского прокомментировать этот проект и дать свои рекомендации. Напоминаем, что должностная инструкция в каждой школе разрабатывается своя на основе общего проекта.

Практический интерес администрации школ к обязанностям библиотекаря существенно оживился после публикации в журнале "Директор школы" (No4, 1998) проекта должностной инструкции. За этим последовала активизация написания инструкций, отягощенная дискуссиями и нажимами директоров на библиотекарей. Это заставило научно-методический отдел ГНПБ им.К.Д.Ушинского заняться актуальнейшей проблемой и включить ее разработку в план отдела на 1999 год.

Единственно ценным в предлагаемом проекте, на наш взгляд, является типовая конструкция, в которой унифицированно должен располагаться материал: требования к исполнителю, должностные обязанности, права работника, ответственность. Остальное в проекте v благие пожелания директоров школ и не более того.

Определимся с понятием. В словаре русского языка С.И.Ожегова находим: "Инструкция v свод правил, устанавливающих порядок и способ осуществления, выполнения чего-нибудь". В существующих методиках написания инструкций рекомендуется отразить весь комплекс работ, выполняемых конкретным сотрудником, и круг его обязанностей.

Начнем с того, что в библиотеках общеобразовательных учреждений работают и библиотекари, и заведующие библиотеками. Из инструктивного письма Министерства просвещения РСФСР "Об утверждении типовых штатов начальных, неполных средних и средних общеобразовательных школ и дополнительных штатов хозяйственного и обслуживающего персонала общеобразовательных школ с продленным днем" от 12 февраля 1987г. No13-М мы знаем, что в школе, имеющей от 7 до 13 классов-комплектов, положено иметь библиотекаря, от 14 классов-комплектов и выше v зав. библиотекой, от 30 классов-комплектов и выше положено иметь в школе зав. библиотекой и библиотекаря. Разница не только в названии должности и в зарплате, но и в выполняемой работе. Различны и требования по профессиональной подготовке. Заведующий библиотекой (11v13-й разряды) должен иметь высшее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее трех лет или среднее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее пяти лет. Библиотекарь (6v11-й разряды) имеет широкую градацию и по образованию, и по стажу работы.

Естественно, что библиотекарь с общим средним образованием не только не может обеспечить (цитируем из проекта должностной инструкции) "систематизированное хранение библиотечного фонда", так как надо хотя бы знать библиотечно-библиографическую классификацию (желательно новую с изменениями и дополнениями), но и вряд ли "организует читательские конференции, литературные вечера и другие массовые мероприятия", потому что для этого нужно знать методики организации этих форм работы с читателями.

Основным регламентирующим документом работы библиотеки общеобразовательного учреждения на сегодняшний день является "Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения" от 14.01.98 г. No06-51-2ин/27-06, подписанное заместителем министра В.А.Болотовым.

В "Положении" отчетливо зафиксированы задачи библиотеки, которые в инструкцию могут войти в качестве основных направлений деятельности:

  • "2.1. Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечного и информационно-библиографического обслуживания учащихся, педагогов и других категорий читателей.

  • 2.2. Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации.

  • 2.3. Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий. Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг, повышение их качества на основе использования оргтехники и компьютеризации библиотечно-информационных процессов".

При составлении должностных обязанностей заведующего библиотекой в основу необходимо положить ряд базисных функций библиотеки (из того же "Положения"): образовательную, информационную, культурную. Приведем наиболее значимые:

  • "3.1. Распространение знаний и другой информации, формирующей библиотечно-библиографическую и информационную культуру учащихся, участие в образовательном процессе.

  • 3.2. Формирование библиотечного фонда в соответствии с образовательными программами общеобразовательного учреждения.
    Библиотека комплектует универсальный по отраслевому составу фонд: учебной, художественной, справочной, научно-популярной литературы, периодических изданий для учащихся; научно-педагогической, методической, справочной литературы, периодических изданий для педагогических работников; профессиональной литературы для библиотечных работников.

  • 3.3. Обслуживание читателей на абонементе, в читальном зале и по межбиблиотечному абонементу, а также в библиотечных пунктах, создаваемых в учебных кабинетах общеобразовательного учреждения.

  • 3.4. Ведение справочно-библиографического аппарата с учетом возрастных особенностей читателей: каталогов и картотек на традиционных и машиночитаемых носителях, справочно-информационного фонда.

  • 3.6. Организация дифференцированного, персонифицированного обслуживания читателей с максимальным учетом интересов пользователя. Обслуживание читателей, нуждающихся в литературе в каникулярное время.

  • 3.8. Ведение необходимой документации по учету библиотечного фонда и обслуживанию читателей в соответствии с установленным порядком.

  • 3.10. Популяризация литературы с помощью индивидуальных, групповых и массовых форм работы (бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждений книг, читательских конференций, литературных вечеров, викторин и др.).

  • 3.12. Обеспечение соответствующего санитарно-гигиенического режима и благоприятных условий для обслуживания читателей.

  • 3.14. Изучение состояния читательского спроса (степени его удовлетворения) с целью формирования оптимального состава библиотечного фонда.

  • 3.15. Исключение из библиотечного фонда, перераспределение и реализация непрофильной и излишней (дублетной) литературы в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. Организация в установленном порядке продажи списанных из основного и учебного фондов книг и учебников.

  • 3.18. Формирование библиотечного актива, привлечение читателей (в т.ч. учащихся) к управлению библиотекой, их участие в работе совещательного органа v библиотечного совета и актива читателей.

  • 3.19. Обеспечение требуемого режима хранения и сохранности библиотечного фонда, согласно которому хранение учебников осуществляется в отдельном помещении.

  • 3.20. Организация работы по сохранности библиотечного фонда".

Очевидно, что в школьной библиотеке заведующий библиотекой един во всех лицах. Объять необъятное при всем творческом энтузиазме он никак не сможет. Инструкция должна дать типовой набор, а на местах необходимо определить приоритеты в работе. Немаловажное значение имеет, конечно, специфика учебного учреждения.

Должностная инструкция библиотекаря должна включать не столь емкие понятия и отражать степень содействия библиотекаря процессу: "участвует, способствует, выполняет, отвечает", то есть осуществляет помощь заведующему библиотекой при выполнении определенных библиотечных операций.

Должностная инструкция библиотекаря максимально конкретна, но с учетом разряда оплаты труда. Здесь следует отчетливо уяснить взаимосвязь: чем выше разряд, тем сложнее и объемнее обязанности. В работе над инструкцией мы предполагаем дать максимальный набор выполняемых операций для библиотекаря, а на местах при утверждении инструкции в каждом конкретном случае заведующий библиотекой должен осуществить отбор, исходя из специфики школы, психофизических возможностей работника, установившихся традиций и т.д.

Существует мнение, что в интересах школы заведующий библиотекой (библиотекарь) должен подчиняться непосредственно заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе. Это подчинение практически необходимо, если директор школы собирается привлекать библиотекаря к экстренной замене временно отсутствующих учителей и воспитателей в пределах нормальной продолжительности рабочего времени с дополнительной почасовой оплатой педагогической работы.

Анкетирование школьных библиотекарей Москвы показало, что 51 процент библиотекарей совмещают библиотечную работу с другими видами работ в школе (замена отсутствующих педагогов, работа в группах ГПД, секретарские обязанности, ответственность за питание и т.д.), и только 4 процента библиотекарей не хотели бы совмещать и занимаются этим по принуждению. Казалось бы, все идет ко всеобщему удовольствию. И все же, на наш взгляд, вносить этот пункт в должностную инструкцию как обязательную нельзя. Ситуация во всех школах очень разная, более того, она меняется. Благоприятность работы педагогического коллектива во многом зависит от директора школы, его авторитета и распорядительности. И там, где в этой части есть слабина, крайним оказывается библиотекарь. Еще у всех на памяти изнурительные дискуссии о том, кому вести вновь введенные предметы, не обеспеченные ни программами, ни учебниками, v граждановедение и москвоведение (в регионах, возможно, краеведение). И вот, продираясь сквозь чащу неизведанного предмета, за все труды библиотекарь получал оплату по 8-му разряду.

Раздел "Права", который раньше звучал формально и включал не обязательные для администрации пункты, теперь необходимо наполнить вполне конкретным и значимым для библиотекаря содержанием. В частности:

  • самостоятельно выбирать формы и методы работы с читателями и планировать ее исходя из общего плана работы школы;

  • участвовать с правом совещательного голоса в заседаниях педагогического совета школы;

  • принимать участие в работе семинаров и совещаний, непосредственно связанных со спецификой его деятельности, периодически повышать квалификацию;

  • для библиотекарей включить возможность аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения.

Совсем нелишне включить в документ право на защиту профессиональной чести и достоинства.

В разделе "Ответственность" необходимо закрепить частичную материальную ответственность за фонд: "несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым законодательством".

Особенно тщательно, видимо, придется подготовить перечень работ, выполняемых библиотекарем по обеспечению школы учебными и методическими изданиями.

В работе над "Должностной инструкцией заведующего библиотекой, библиотекаря" хочется учесть богатый опыт библиотекарей, основываться на их знании предмета, поэтому просим делиться своими пожеланиями и предложениями.

Статья опубликована в газете "Первое сентября"


Вернуться: Уголок клиента :: Статьи :: Наверх

Задайте свой вопросВ начало

Управленческий консалтинг | Кадровый консалтинг | Уголок консультанта | Уголок клиента


liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru