Управленческий консалтингКадровый консалтингУголок консультантаУголок клиента


О проекте
Тренинги
Продукты
TOP100 Компании
Список тренеров
Статьи
Книги
Книжная лавка
Ссылки
Первый шаг
Уважаемые посетители!   Проект Эмси Консалтинг возобновил свою работу!
Из-за технических проблем мы потеряли домен emsi.ru, и теперь Эмси Консалтинг работает под новым именем - www.emcon.ru.
Если на вашем сайте есть ссылки на старый адрес (www.emsi.ru) - пожалуйста, обновите их! Просто замените emsi.ru на emcon.ru - внутренние адреса страниц на сайте не изменились.
Если вы заметили старую ссылку на Эмси Консалтинг на другом сайте - пожалуйста, попросите хозяина сайта обновить ее. Спасибо!

Методы психологического исследования межличностных отношений в группе


Выделяют следующие методы: социометрический, референтометрический, изучение мотивационного ядра группы, изучение сплоченности коллектива.

Социометрическая методика.

Слово ?социометрия¦ буквально означает ?социальное измерение¦. Методика разработана Дж. Морено и предназначена для оценивания межличностных отношений неформального типа: симпатий и антипатий, привлекательности и предпочтительности.

Членам изучаемой группы предлагают перечислить в порядке предпочтения тех товарищей по группе, с которыми они хотели бы вместе работать, отдыхать и т.п.

1. Инструкция:

?Уважаемые товарищи! Ваша группа создана недавно, при ее формировании не могли быть учтены ваши пожелания, поскольку вы недостаточно хорошо знакомы друг с другом. За время, прошедшее с тех пор, группа сложилась. Вы лучше узнали друг друга, некоторые из вас стали друзьями, но не обошлось, вероятно, и без трений. Теперь мы хотели бы воспользоваться вашим опытом, чтобы в будущем переформировать группу с учетом ваших пожеланий. С этой целью вам будет предложен ряд вопросов, на которые надо будет ответить правдиво. Просим отвечать самостоятельно, не советуясь друг с другом. Ваши ответы оглашению не подлежа¦..

Вопросы следующие:

  1. Кого из членов вашей группы вы хотели бы видеть в составе вновь организованной группы? Укажите 3-5 фамилий таких товарищей.
  2. Кого из членов вашей группы вы не хотели бы видеть в новой группе?
  3. Кто, по вашему мнению, выберет вас?
  4. Кто, по вашему мнению, вас не выберет?

2. Результаты, полученные при помощи социометрической методики, заносятся в матрицу:

Ф.И.О.

Иванов 1

Петров 2

Сидоров 3

-

Сумма выборов, полученных данным человеком

Сумма отклонений.

1. Иванов

 

 

 

 

 

 

2. Петров

 

 

 

 

 

 

3. Сидоров

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

Количество выборов, сделанных данным человеком

 

 

 

 

 

 

Количество отклонений, сделанных данным человеком

 

 

 

 

 

 

Количество ожидаемых выборов

 

 

 

 

 

 

Количество ожидаемых отклонений

 

 

 

 

 

 

Заполнение матрицы начинается с внесения в нее выборов, сделанных каждым человеком (ставится буква ?В¦), отклонения v буква ?О¦. Количество выборов, сделанных данным человеком, отмечается по вертикали напротив тех фамилий, которых выбрал некто, чья фамилия отмечена по горизонтали. Когда будут выставлены все отметки, подсчитывается общее число выборов и отклонений.

3. Завершается диагностический этап работы составлением социограммы:

В середине геометрической фигуры отмечается порядковый номер испытуемого. К ?звездам¦ относятся люди, получившие наибольшее количество выборов, к ?предпочитаемым¦ v испытуемые, получившие среднее количество выборов, к ?игнорируемым¦ v не получившие ни одного или один выбор, к ?изолированным¦ v испытуемые, получившие отклонения.

4. Затем стрелочками отмечается выбор, кто кого выбрал.

5. В результате социометрического эксперимента руководитель получает сведения не только о персональном положении каждого члена группы в системе межличностных взаимоотношений, но и обобщенную картину состояния этой системы. Характеризуется она особым диагностическим показателем v уровнем благополучия взаимоотношений (УБВ). УБВ группы может быть высоким, если ?звезд¦ и ?предпочитаемых¦ в сумме больше, чем ?пренебрегаемых¦ и ?изолированных¦. Средний уровень УБВ фиксируется в случае примерного равенства (?звезды¦+¦предпочитаемые¦= ?пренебрегаемые¦+¦изолированные¦). Важным диагностическим показателем считается ?индекс изоляции¦ v процент людей, лишенных выбора в группе.

6. Большое значение при анализе благополучия взаимоотношений каждого члена группы следует уделить взаимным выборам, т.е. коэффициенту удовлетворенности своим положение в группе:

К уд.= число взаимных выборов/число выборов, сделанных данным человеком.

Так, если индивид хочет общаться с тремя конкретными людьми, а из этих троих никто не хочет общаться с ним, то К уд.=0/3=0

Коэффициент удовлетворенности может быть равен 0, а статус (количество полученных выборов) равен, например, 3 у одного и того же человека v эта ситуация свидетельствует о том, что человек взаимодействует не с теми, с кем ему хотелось бы.

7. Сделайте вывод по результатам социометрической методики об уровне благополучия группы, коэффициента удовлетворенности взаимоотношением с окружающими каждого члена группы.


Вернуться: Уголок клиента :: Статьи :: Наверх

Задайте свой вопросВ начало

Управленческий консалтинг | Кадровый консалтинг | Уголок консультанта | Уголок клиента


liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru