Управленческий консалтингКадровый консалтингУголок консультантаУголок клиента


О проекте
Тренинги
Продукты
TOP100 Компании
Список тренеров
Статьи
Книги
Книжная лавка
Ссылки
Первый шаг
Уважаемые посетители!   Проект Эмси Консалтинг возобновил свою работу!
Из-за технических проблем мы потеряли домен emsi.ru, и теперь Эмси Консалтинг работает под новым именем - www.emcon.ru.
Если на вашем сайте есть ссылки на старый адрес (www.emsi.ru) - пожалуйста, обновите их! Просто замените emsi.ru на emcon.ru - внутренние адреса страниц на сайте не изменились.
Если вы заметили старую ссылку на Эмси Консалтинг на другом сайте - пожалуйста, попросите хозяина сайта обновить ее. Спасибо!

Как измерить знания?


Дмитрий Оленьков,
Начальник Управления Информационных Систем НАУФОР

    Каждому из нас в жизни приходилось много раз сдавать разнообразные экзамены. И каждый знает о том, что оценка на экзамене зависит от очень большого количества субъективных вещей v таких, как настроение профессора, успешность использования шпаргалок и даже длины юбки. В результате получается, что экзамены теряют свой первоначальный смысл v выявить, насколько человек, сдающий экзамен, владеет темой.

    Ни для кого не секрет, что профессорско-преподавательский состав зачастую использует патриархальную экзаменационную систему в целях, которые далеки от благородного лозунга LСеять разумное, доброе, вечное¦. Школьники вынуждены заниматься с репетиторами не потому, что все сплошь являются умственно отсталыми, а потому, что многие школьные учителя в силу чисто экономических причин не заинтересованы в повышении качества образования своих подопечных. Также репетиторы могут являться членами разнообразных приемных комиссий при вузах, и родители платят в этом случае не за качество образования, а за то, чтобы их чадо поступило в институт.

    А в принципе любая система, в которой оценка знаний прямо зависит от мнения одного человека, не может претендовать на высокую степень объективности. Как пример, вспоминается случай, приключившийся с одним моим знакомым на защите диплома. Вуз, в котором он учился, имел явный уклон в химическую технологию, однако его угораздило учиться на единственном факультете этого вуза, не имевшем практически никакого отношения к собственно технологиям и базировавшегося в академических институтах, которые прикладной наукой почти не занимались. Соответственно, в ГЭКе на защите были представители как технологической составляющей вуза v заводские дядьки с пористыми носами и в потертых пиджаках, так и профессура из академических институтов v импозантные доктора наук, поднаторевшие в научных диспутах. Мой знакомый сделал диплом технологический, чем привел в негодование академическую часть ГЭКа и спровоцировал озорное оживление среди технологов. Высказывающиеся попеременно члены комиссии предлагали поставить студенту кто отлично, кто неудовлетворительно (!). В итоге академики пересилили и студент получил тройку. Получается, что один и тот же студент может получить от разных экзаменаторов АБСОЛЮТНО ЛЮБУЮ ОЦЕНКУ.

    Проблема выбора аршина для измерения знаний стоит не только перед школьниками и студентами. Эту проблему вынуждены для себя решать кадровые агентства, директора по персоналу, иногда v целиком большие организации, в которых задумываются над проблемами аттестации персонала. Однако и в этих областях решающее значение имеет личная встреча и формальная анкета, которая, как правило, не содержит пунктов, позволяющих определить уровень знаний кандидата.

    Зарубежный опыт

    В большинстве развитых стран запада устные экзамены используются в основном не для оценки собственно знаний, а для оценки способности человека внятно излагать свои мысли, общаться, вести разговор или выступать на публике. Что касается оценки человека с профессиональной точки зрения, то для этого есть огромное количество тестов, составленных для выявления у человека самых разных навыков, и важно, что тестирование используется не только в учебных заведениях, но и при получении профессиональных сертификатов, признаваемых работодателями.

    В части использования тестов в учебном процессе одним из лидеров являются США, в которых

    Служба Образовательного тестирования через сеть представительств и филиалов организует по стране участие миллионов людей в процессе тестирования и имеет годовой оборот в несколько сотен миллионов долларов. При этом американское министерство образования никоим образом не обязывает выпускников школ заполнять тесты, а университеты v засчитывать их результаты. Просто у них образование v это свободный рынок, и такие тесты, как SAT (Scholastic Aptitude Test), которые фиксируют уровень готовности к обучению в высшей школе, оказываются удобным инструментом для взаимного выбора - вуз подбирает студентов, а студенты v вуз. Американский выпускник может выбирать не один вуз, а сразу несколько, для этого ему необходимо разослать в разные университеты заявления, прилагая к ним документ, подтверждающий прохождение теста. После получения положительных ответов он уже сам выбирает, в какой вуз ему пойти.

    Примерно по аналогичным принципам действуют и другие системы образовательного тестирования, более знакомые нам v TOEFL, GMAT, GRE.

    Системы профессионального тестирования получили особенное распространение среди технических специалистов, многие компании-разработчики программного обеспечения вводят специальные сертификаты для людей, прошедших их тесты v это и Microsoft, и Oracle, и Novell, и множество других (подробнее - http://vue.net-burg.com/Certification/ProgCert/progcert.html).

    Широко распространены системы сертификации в области бухгалтерского учета и финансов v это CPA (Certified Public Accountant), ACCA (The Association of Chartered Certified Accountants) и ряд других (подробнее - http://www.gaap.ru/education/certificate.asp).

    Системы профессиональной аттестации также распространены в таких областях, как фондовый рынок v примером может служить тест ISMQ (International Capital Markets Qualification), разработанная Институтом Ценных Бумаг Великобритании для тех, кто работает на финансовых рынках и нуждается в комплексных знаниях по рынкам капитала.

    Существует также целый ряд универсальных систем тестирования, которые помогают получить подтверждение своего уровня знаний в определенной области и учитываются работодателями v это, например, Brainbench (http://www.brainbench.com) v которая в полной мере реализует принципы дистанционного прохождения теста, и позволяет любому зарегистрировавшемуся пользователю ( а их сейчас более двух миллионов) пройти тесты по более чем двум сотням различных специализаций.

    В целом системы тестирования на Западе построены весьма технологично и используют весь спектр современных методов v от использования специального программного обеспечения до дистанционного тестирования через Интернет. Такие методы позволяют снизить практически до нуля вероятность ошибок при обработке результатов теста и исключить Lчеловеческий фактор¦ из процедуры проверки. Об экономии времени и говорить не приходится v вместо того, чтобы на каждый лист с ответами накладывать трафаретку и в уме считать количество правильных ответов, все это делает программа.

    Россия v что имеем?

    Слабое развитие систем учебного и профессионального тестирования в России имеет свою ?тоталитарную¦ предисторию. История разработки и применения тестов в нашей стране драматична. В 1936 году ЦК ВКП(б) принял известное постановление ?О педологических извращениях в системе Наркомпроса¦, которое прямо запретило применение тестовых методов в сфере образования, профотбора и профориентации. Конечно, косвенным образом тесты продолжали применяться v в виде тех же самых контрольных работ, но сколько заданий можно было втиснуть в рамки контрольной работы? Пять, шесть v не больше. А тест принято считать репрезентативным в том случае, если он содержит свыше двадцати заданий. Кроме этого, тест подразумевает принципиально иной подход v к вопросу дается четыре-шесть вариантов ответа, один из которых правильный.

    Одним из препятствий развития систем тестирования является отсутствие в массовом использовании отечественных методик. Большинство использующихся тестов являются Lкалькой¦ тестов, используемых за рубежом, в результате чего меня одного моего друга после сдачи теста на IQ в 16 лет и получения совершенно умопомрачительного балла дразнили Эйнштейном. Однако ни Эйнштейном, ни Ландау мой друг пока не стал.

    Основным препятствием внедрения прогрессивных методик тестирования в учебный процесс, в том числе введение единого выпускного экзамена, является уже сформировавшаяся система экзаменов, делающая экзаменатора царем и богом v Lхочу v казню, хочу vмилую!¦. Такой подход в условиях низкой оплаты труда в сфере образования, обращается во взяточничество и протекционизм. С родителей кандидатов в медалисты вымогают взятки v Lа то тройку поставим¦, родителям абитуриентов предлагают Lрепетиторство¦ v Lа то ребенок не поступит¦. Чаще всего Lраскулачивание¦ родителей выглядит не столь откровенно, но суть-то от этого не меняется.

    Большинство вузов справедливо опасается, что введение единого экзамена, который будут сдавать все выпускники, сделает Lслишком¦ прозрачной систему приемных экзаменов. Это усложнит поступление по протекции и за взятку. Также станут ненужны разнообразные Lподготовительные¦ факультеты и курсы, без посещения которых среднему абитуриенту Lс улицы¦ поступить очень сложно.

    В области профессионального тестирования первые шаги уже сделаны v письменные тесты сдают желающие получить сертификат профессионального бухгалтера или аудитора. И такой сертификат определенным образом ценится работодателями.

    Дальше всех пошла Федеральная комиссия по ценным бумагам России, которая с 1998 года ввела требования по аттестации специалистов компаний, имеющих лицензию профессионального участника фондового рынка. Для сдачи теста используется программа Examiner, которая на момент постановки системы тестирования ФКЦБ России использовалась в Великобритании при сдаче на сертификаты Securities Institute (http://www.securities-institute.org.uk ). Была создана большая (свыше полутора тысяч) база данных вопросов, и первое время процент людей, успешно сдавших тест, был весьма низок.

    Однако в целом профессиональное тестирование в России пока находится Lна низком старте¦ v некоторые предприятия пытаются внедрять свои, внутрикорпоративные методики тестирования, но в целом для подавляющего числа работодателей важным является две вещи v анкета и впечатление при личной беседе.

    Ресурсы Интернет

    Активное развитие Интернет не обошло стороной и Россию. В декабре 1999 года появился интересный Интернет-проект, посвященных тестированию v Examen.ru (http:www.examen.ru), разработанный компанией Websoft (http://www.websoft.ru). Здесь можно найти более сотни самых разных экзаменов и тестов, которые можно сдать в режиме он-лайн, при этом все они являются качественной имитацией тех тестов и экзаменов, которые приходится сдавать в реальной жизни. Однако разработчики не ограничились только собственно тестами v на сайте можно найти огромное количество справочных и консультационных материалов о том, как нужно сдавать тесты. Пока на этом сайте нет собственных авторских разработок, но не это было целью создателей v они создали прообраз того механизма, те принципы, которые могли бы использоваться более широко. В 2000 году сайт получил национальную Интел Интернет премию и был признан лучшим в номинации LОбразование и наука¦.

    Опыт компании Websoft пригодился и в 2001 году, когда крупнейшая в России саморегулируемая организация v Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) (www.naufor.ru), объединяющая около 900 компаний, начала создавать свою систему профессионального тестирования специалистов фондового рынка. И при участии Websoft была создана первая в России дистанционная система аттестации и сертификации, у которой есть шанс стать узнаваемой и признаваемой v поскольку НАУФОР является самой известной негосударственной организацией на фондовом рынке. Система предлагает тестирование по пяти направлениям v аналитика, портфельный менеджмент, трейдинг, внутренний учет, бухгалтерия и управление компанией.

    Применение новых технологий тестирования, при которой весь процесс сдачи теста проходит дистанционно, либо с использованием компьютерных программ, является шагом вперед по сравнению с традиционными методами тестирования, и существенно сокращает как время обработки результатов, так и вероятность ошибок. Поэтому мы надеемся на то, что в скором времени все отечественные разработки в области тестологии появятся в электронной форме и станут доступными всем посетителям РуНета.

Статья опубликована на сайте HRM.


Вернуться: Уголок клиента :: Статьи :: Наверх

Задайте свой вопросВ начало

Управленческий консалтинг | Кадровый консалтинг | Уголок консультанта | Уголок клиента


liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru