Управленческий консалтингКадровый консалтингУголок консультантаУголок клиента


О проекте
Тренинги
Продукты
TOP100 Компании
Список тренеров
Статьи
Книги
Книжная лавка
Ссылки
Первый шаг
Уважаемые посетители!   Проект Эмси Консалтинг возобновил свою работу!
Из-за технических проблем мы потеряли домен emsi.ru, и теперь Эмси Консалтинг работает под новым именем - www.emcon.ru.
Если на вашем сайте есть ссылки на старый адрес (www.emsi.ru) - пожалуйста, обновите их! Просто замените emsi.ru на emcon.ru - внутренние адреса страниц на сайте не изменились.
Если вы заметили старую ссылку на Эмси Консалтинг на другом сайте - пожалуйста, попросите хозяина сайта обновить ее. Спасибо!

Организация как ваш инструмент. Российский менталитет и практика бизнеса


М.А.Иванов, Д.М.Шустерман.

Социальный атом

Организация, как любая система, существует в среде и проявляет себя через взаимодействие со средой. Среда через входные и воздействующие факторы влияет на функционирование системы (организации). Система может быть разрушена резкими изменениями среды.

Среда, в которой существует организация, может быть представлена моделью социального атома - ядро образует организация, а элементы среды, с которыми она взаимодействует, представляются в виде электронов.

Организация оказывается включенной во множество систем, каждая из которых предъявляет к ней определенные требования и оказывает влияние на уставки организации. (Законодательство, валютный курс, квоты, цены и т.п.) Организация вынуждена изменяться со скоростью не меньшей, чем изменяется окружение. Но изменения в организации, как правило, запаздывают по отношению к изменениям среды. Подстройка под среду выражается как минимум в изменении уставок организации, возможно в изменении технологии и структуры организации или даже в прекращении существования организации.

Управлять средой не всегда возможно, но возможно управление взаимодействием со средой. В соответствии с принципом Эшби, жизнеспособная система должна иметь разнообразие реакций соответствующее разнообразию воздействующих факторов среды. Соответственно в структуре любой организации должны быть элементы, обеспечивающие необходимое разнообразие реакций на воздействующие факторы среды, отвечающие за взаимодействие с элементами социального атома. (Гамма цветов продукции - реакция на разнообразие желания потребителей; ярко проявляется в автомобилестроении и мебельном производстве, но почти отсутствует для компьютеров. Юридический отдел в организации - повышение разнообразия реакций на изменение законодательства.)

Элементы, отвечающие за взаимодействие с элементами социального атома, обмениваются со средой сообщениями, которые могут выражать как требования к организации от среды, так и реакцию организации на эти требования. Эти сообщения не всегда симметричны. (Законодательно установленная ставка налога возвращается к клиенту в виде скорректированной цены.)

Закрытые и открытые организации - классификация по направленности менеджмента.

Организации, тяготеющие к закрытости, стремятся к ограничению контактов со средой и введению как можно большего количества элементов внутрь системы. С одной стороны, это позволяет исключить часть контактов со средой, но это всегда стоит денег. (Банк в холдинге может использоваться для ухода от налогов, но такой банк, скорее всего, не будет зарабатывать деньги сам. Таким образом, всегда приходится считать, что дешевле - содержать собственный банк или платить налоги.)

Кроме того, новые подразделения имеют свои собственные контакты со средой. (Вводя в структуру организации транспортный цех, избавляемся от контактов с транспортными предприятиями, но придется обслуживать автомобили.)

Слишком закрытые организации становятся слишком сложными для управления, как из-за сложной структуры, так и из-за того, что кроме контрактных отношений между организациями большое значение начинают приобретать межличностные отношения.

Открытые организации стремятся максимально расширить свои контакты со средой. Слишком открытые организации рискуют быть поглощенными.

При изменении масштаба организации изменяется характер взаимодействия организации со средой. Если малые организации вынуждены всецело приспосабливаться к среде, крупные организации могут попытаться изменить среду. (Уход в политику, лоббирование.) Здесь все определяется ценой вопроса. (Что дешевле - добиться льгот по налогообложению или заплатить все налоги целиком?)

Среда прямого воздействия: материалы, финансы (капитал), трудовые ресурсы, государственные органы, местное законодательство, конкуренты и т.п.

Среда косвенного воздействия: развитие технологии, состояние экономики, социокультурные факторы, политические факторы, лицензирование, экспорт/импорт и т.п.

Фрагмент из книги М.А.Иванова, Д.М.Шустермана "Организация как ваш инструмент. Российский менталитет и практика бизнеса". Книгу можно купить на OZON


Вернуться: Уголок клиента :: Книги :: Организация как ваш инструмент :: Наверх

Задайте свой вопросВ начало

Управленческий консалтинг | Кадровый консалтинг | Уголок консультанта | Уголок клиента


liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru