Управленческий консалтингКадровый консалтингУголок консультантаУголок клиента


О проекте
Тренинги
Продукты
TOP100 Компании
Список тренеров
Статьи
Книги
Книжная лавка
Ссылки
Первый шаг
Уважаемые посетители!   Проект Эмси Консалтинг возобновил свою работу!
Из-за технических проблем мы потеряли домен emsi.ru, и теперь Эмси Консалтинг работает под новым именем - www.emcon.ru.
Если на вашем сайте есть ссылки на старый адрес (www.emsi.ru) - пожалуйста, обновите их! Просто замените emsi.ru на emcon.ru - внутренние адреса страниц на сайте не изменились.
Если вы заметили старую ссылку на Эмси Консалтинг на другом сайте - пожалуйста, попросите хозяина сайта обновить ее. Спасибо!

Организация как ваш инструмент. Российский менталитет и практика бизнеса


М.А.Иванов, Д.М.Шустерман.

Организационная культура как система корпоративных правил

Термин организационная культура используется в литературе достаточно широко и произвольно.

В ряде работ это скорее метафора. По аналогии с понятием ?культурный человек¦. Тогда можно говорить не столько об организационной культуре, сколько о ?культурных¦ и ?некультурных¦ организациях.

Культурной при этом будет организация, соблюдающая правила ?хорошего тона¦. А ?хороший тон¦ предполагает определенный набор ценностей, протокол и этикет.

Нужные ценности и правила должны откуда-то возникать, на что-то опираться, из чего-то исходить. И здесь мы встречаемся с разными логиками.

Одни консультанты и менеджеры выводят ценности и нормы из требований среды. Тогда все эти нормы: от формы одежды и оценки качества продукции до правил взаимодействия - являются ответом на ожидания и требования клиентов, партнеров, госорганов и даже иногда общественного мнения.

Можно социологическими методами: через опросы и фокус - группы, - выявлять такие ожидания и формулировать соответствующие им правила.

Тогда у фирмы будут ценности и нормы, отвечающие ожиданиям, их можно назвать ?кодексом корпоративных правил¦ и продумывать систему мер, стимулирующих их соблюдение и карающих за их нарушение.

Такое понимание и реализация формирования корпоративной культуры делает ее сопоставимой и вытекающей из желаемого имиджа организации.

Ряд авторов акцентирует другой аспект корпоративной культуры - технологический. Каждая технология предполагает определенные требования к людям, в ней задействованным. И, тогда можно говорить о форме одежды, критериях оценки качества, правилах поведения и взаимодействия, оптимальных для реализуемой технологии.

Впрочем, чаще, особенно в нашей стране, корпоративные правила задаются, исходя из неких субъективных представлений руководства организации.

Так, в одной из фирм мы встретили правило запрещающее непосредственное общение между сотрудниками. Руководитель объяснил нам, что он не любит всякие совещания и обсуждения, и, вообще, лучше пусть подчиненные общаются в письменной форме, а то непродуктивно, ?на болтовню¦ уходит много рабочего времени.

В другой компании существовало требование: иметь в каждом офисе не менее трех комнатных растений, - просто руководитель - женщина любила комнатные растения.

Можно приводит множество таких примеров, но какими бы вычурными и странными не казались существующие правила, все они вытекали просто из неких вкусовых требований начальников, сформировавшихся в детстве в родительской семье и подкрепленных прежним опытом жизни и управления.

Представление о корпоративной культуре, как наборе написанных, продекларированных ценностей и правил, вытекающих из требований социального атома или технологии, или просто из субъективных представлений лидеров организации очень популярно в настоящее время.

Причем то, что такие требования к каждой организации реально можно сформулировать, и они должны учитываться менеджерами, не подлежит никакому сомнению.

Сложность в том, а готовы ли члены организации выполнять эти правила и требования.

В одной из организаций, в которой нам пришлось работать, существовало жесткое правило о начале рабочего дня в 8 утра, при этом предполагалась жестокая кара за опоздание даже на несколько минут.

Но первое лицо компании не появлялось в офисе ранее 12 дня, менеджеры приходили соответственно не ранее 11. Соответственно, найти рядовых сотрудников компании до 10 утра в офисе было невозможно. Когда мы стали уточнять, а почему собственно первое лицо компании появляется только в 12 часов, он объяснил нам, что он ?сова¦ и поздно просыпается, зато уходит с работы не ранее 11-12 ночи.

Оказалось, что, и большинство сотрудников работает до ночи и предпочитает такой сдвинутый график. То есть, с одной стороны, требование начинать работу с 8 утра было обосновано, так как ряд клиентов, могли позвонить или появиться в офисе в это время.

С другой стороны, при подборе сотрудников акцентировалась готовность работать до 11-12 ночи, привычный график для руководства. Таким образом, отбирались ?совы¦, люди, начинающие продуктивно работать со второй половины дня. Их можно было заставить приходить к 8 утра, но ожидать от них продуктивной и ритмичной работы было бессмысленно.

Казалось бы, решение проблемы лежит на поверхности: нужно уволить ?сов¦ и набрать ?жаворонков¦, тех, кто продуктивно работает по утрам.

Другое простое решение предполагает волевое усилие: переделать себя и перевоспитать сотрудников - заставить всех приходит в 8.

Беда в том, что при подборе сотрудников требование начала работы в 8 утра было не единственным и не главным. Фирме требовались квалифицированные профессионалы, которые в большинстве своем оказались людьми, склонными к ночному образу жизни.

Перевоспитать же себя взрослым людям достаточно сложно, более того, заставив ?сов¦ приходить на работу в 8 утра, следует ожидать повышение раздражительности и конфликтности, повышенную утомляемость и срывы.

Выяснилось, что такие простые лобовые решения применительно к корпоративной культуре редко оказываются эффективными.

Фрагмент из книги М.А.Иванова, Д.М.Шустермана "Организация как ваш инструмент. Российский менталитет и практика бизнеса". Книгу можно купить на OZON


Вернуться: Уголок клиента :: Книги :: Организация как ваш инструмент :: Наверх

Задайте свой вопросВ начало

Управленческий консалтинг | Кадровый консалтинг | Уголок консультанта | Уголок клиента


liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru