Управленческий консалтингКадровый консалтингУголок консультантаУголок клиента


О проекте
Тренинги
Продукты
TOP100 Компании
Список тренеров
Статьи
Книги
Книжная лавка
Ссылки
Первый шаг
Уважаемые посетители!   Проект Эмси Консалтинг возобновил свою работу!
Из-за технических проблем мы потеряли домен emsi.ru, и теперь Эмси Консалтинг работает под новым именем - www.emcon.ru.
Если на вашем сайте есть ссылки на старый адрес (www.emsi.ru) - пожалуйста, обновите их! Просто замените emsi.ru на emcon.ru - внутренние адреса страниц на сайте не изменились.
Если вы заметили старую ссылку на Эмси Консалтинг на другом сайте - пожалуйста, попросите хозяина сайта обновить ее. Спасибо!

Организация как ваш инструмент. Российский менталитет и практика бизнеса


М.А.Иванов, Д.М.Шустерман.

ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА

Системная модель организации

Организация - это спланированная координация действий группы людей для достижения некоторых общих сформулированных целей с помощью разделения труда и функций, а также иерархии власти и ответственности.

Главное отличие организации от технических систем - в организацию входят люди. Организация - это система, состоящая из людей и для людей. Как следует из определения, организация - это система, созданная для реализации целей группы людей. Эту группу можно условно разделить на ?лидеров¦ (владельцев, топ-менеджмент) и ?нанятый персонал¦. Таким образом, получаем две системообразующие функции организации - реализовывать цели лидеров и реализовывать цели нанятого персонала.

Важной особенностью организации является то, что человек в этой системе выступает в двух ролях. С одной стороны, он является для организации частью среды, задавая для нее уставки в виде собственных целей и создает массу воздействующих факторов, которые можно объединить понятием ?человеческий фактор¦. С другой стороны, человек является элементом системы, которая называется организация, и, взаимодействуя с другими членами группы и элементами среды, внешними по отношению к организации, является средством реализации организацией ее системообразующих функций.

Если существуют цели лидеров и нанятого персонала, то организация должна находиться в некотором состоянии, в котором она может их реализовать. Но, как известно, для того, чтобы сделать какое-то состояние, например, то, которое позволяет реализовать цели, более вероятным, чем любое другое состояние, организации нужны ресурсы в виде вещества, энергии и информации. Получить необходимое количество ресурсов организация может, обмениваясь со средой некоторым продуктом. Дадим определение продукта организации:

Продукт организации - вещество, энергия и информация, которыми организация обменивается со средой.

Очень редко продуктом какой-либо организации является что-то одно. Как правило, продукт организации сочетает в себе вещество, энергию и информацию в различных пропорциях. Товары содержат большее количество вещества, в то время как услуги это скорее энергия и информация. В последнее время все больше и больше организаций ?диверсифицируют¦ свой продукт, стараясь ввести в него все три составляющих.

Например, производители офисной техники, кроме вещества в виде ксероксов, принтеров и факсов, добавляют в продукт организации энергию и информацию в виде услуг по обслуживанию техники и консультирования по организации бизнес процессов.

Таким образом, еще одна системообразующая функция организации - производство продукта.

По определению системы и среды, организация, как и любая другая система, проявляет себя во взаимодействии со средой, выполняя свою системообразующую функцию. Существуя в изменяющейся среде, организация неизбежно подвергается влиянию объектов, с которыми ей приходится взаимодействовать, и в свою очередь, влияет на эти объекты. Следовательно, еще одной функцией организации будет взаимодействие со всеми этими объектами.

Таким образом, мы выделили четыре основных системообразующих функции, которые, являясь открытой социотехнической системой, в той или иной мере проявляет любая организация.

  • Реализация целей лидеров.
  • Реализация целей нанятого персонала.
  • Производство продукта.
  • Взаимодействие со средой.

На различных этапах жизненного цикла организации реализация каждой из этих системообразующих функций играет различную роль.

Так, при создании организации, самой важной из представленных системообразующих функций будет производство продукта. В первую очередь организация должна наладить выпуск продукта, обмениваясь которым со средой, она сможет покрывать собственные издержки. Ни цели лидеров, ни цели нанятого персонала, возможно, кроме цели обеспечения минимально комфортного существования, не будут играть на этом этапе существенной роли.

Если выпуск продукта налажен, но цели лидеров или нанятого персонала не выполняются в полном объеме, то организации приходится либо расширять выпуск продукта, либо прекратить свое существование. На этом этапе, как видно, цели людей имеют решающее значение.

Столкнувшись с необходимостью увеличить выпуск продукта, организация может обнаружить, что существующее взаимодействие с объектами среды, такими как налоговая инспекция, таможня, банки, транспортные предприятия и т.п. не позволяют сделать этого, получив прибыль пропорциональную затрачиваемым усилиям. Грубо говоря, вся дополнительная прибыль может съедаться резко возросшими издержками. В этой ситуации функция взаимодействия со средой становится основной и требует повышенного внимания.

Знание этих основных системообразующих функций помогает понять, из набора каких именно желаемых факторов состояния будет складываться уставка организации. Очевидно, уставку организации задают три набора факторов:

  • Набор факторов желательного состояния организации, при котором реализуются цели лидеров и цели персонала.
  • Набор факторов желательного состояния организации, при котором реализуются требования, вытекающие из процесса производства продукта.
  • Набор факторов желательного состояния организации, при котором реализуются требования среды.

Зная системообразующие функции, мы имеем возможность представить организацию как систему, состоящую из трех взаимодействующих управляемых подсистем:

  • Подсистема, управляющая процессами производства продукта.
  • Подсистема, управляющая процессами взаимодействия со средой.
  • Подсистема, управляющая процессами перевода организации в состояние, при котором реализуются цели лидеров и цели персонала.

Такой подход позволяет рассматривать отдельные подсистемы организации как относительно самостоятельные системы, и далее описывать организацию через их взаимодействие.

  • Технология >>
  • Система управления технологией >>
  • Социальный атом >>
  • Товар. Взаимодействие с клиентом >>
  • Маркетинг >>
  • Реклама и PR >>
  • Миссия и стратегия организации >>
  • Иерархия управления, обеспечение жизнедеятельности >>


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

Открытие того факта, что в организациях формируется и развивается некая особая культура, очень быстро привело к многочисленным исследованиям и возникновению особого консалтингового бизнеса по созданию на заказ различных корпоративных культур.

Иметь корпоративную культуру, разработанную специалистами, стало престижно, модным оказалось и само слово культура, которое начали употреблять очень широко и практически в любых контекстах.

На Западе это повальное увлечение уже схлынуло, осталась только привычка использовать термин культура, где ни попади. В нашей стране, как всегда с опозданием, запросы на формирование организационной или корпоративной культуры до сих пор рассматриваются как модные и новаторские.

И все же теперь, когда первое увлечение прошло, когда мало кто, продолжает рассматривать работу с организационной культурой как менеджерскую панацею, появляется возможность серьезного осмысления этого феномена, его места в жизни организации и управлении.

Ученые спорят между собой и предлагают различные способы описания организационных культур и их типологизацию. Практики пытаются найти способы ее использования для повышения эффективности управления и воздействия на организацию и ее сотрудников. Культура - одна из систем национального общества.

Человек в культуре - элемент этой системы. Следовательно, он не способен адекватно описать свою культуру. Только маргиналы, люди другой культуры, способны извне, из позиции наблюдателя, определять ее основные черты.

  • Организационная культура как система корпоративных правил >>
  • Организационная культура как аналог большой культуры >>
  • Организационная культура как коллективное бессознательное >>
  • Ограничения организационной культуры >>
  • История организации и ее культура >>
  • Индикаторы культуры >>
  • Тотальность организационной культуры >>
  • Изменение организационной культуры >>
  • Корпоративная культура >>

ВЫВОДЫ

Переведем все вышеизложенное на язык систем.

  1. Организация - это система, и человек в ней - ее элемент. Для того, чтобы система существовала, элементы должны взаимодействовать. Культура, а ее важнейшей частью является язык, обеспечивает такое взаимодействие. Организационная культура обеспечивает так же взаимодействие организации со средой. Если культура среды и организации сильно различаются, то взаимодействие невозможно. Например, много ли Российских лесорубов купили батончики шоколада ?Марс¦, усиленно рекламируемого по ТВ?.То же самое случится и внутри организации, если не найдется общих элементов культуры, обеспечивающих взаимодействие ее подсистем. Сдругой стороны, отстутствие в организации субкультур не позволит организации развиваться.
  2. Культура организации не осознается элементами системы, однако, культура организации служит основанием для принятия многих принципиальных решений. Следовательно, есть не малое количество уставок в организации, которые, реализуясь на практике в виде менеджерских решений, остаются неосознанными. Отсюда можно сделать вывод: только консультант, внешний наблюдатель, способен определить эти, назовем их ?культурными¦ уставки, что позволит снизить риски бизнеса.

Фрагмент из книги М.А.Иванова, Д.М.Шустермана "Организация как ваш инструмент. Российский менталитет и практика бизнеса". Книгу можно купить на OZON


Вернуться: Уголок клиента :: Книги :: Наверх

Задайте свой вопросВ начало

Управленческий консалтинг | Кадровый консалтинг | Уголок консультанта | Уголок клиента


liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru