Управленческий консалтингКадровый консалтингУголок консультантаУголок клиента


О проекте
Тренинги
Продукты
TOP100 Компании
Список тренеров
Статьи
Книги
Книжная лавка
Ссылки
Первый шаг
Уважаемые посетители!   Проект Эмси Консалтинг возобновил свою работу!
Из-за технических проблем мы потеряли домен emsi.ru, и теперь Эмси Консалтинг работает под новым именем - www.emcon.ru.
Если на вашем сайте есть ссылки на старый адрес (www.emsi.ru) - пожалуйста, обновите их! Просто замените emsi.ru на emcon.ru - внутренние адреса страниц на сайте не изменились.
Если вы заметили старую ссылку на Эмси Консалтинг на другом сайте - пожалуйста, попросите хозяина сайта обновить ее. Спасибо!

Правовая охрана и защита коммерческой тайны


В.Н.Лопатин
Депутат Государственной Думы,
председатель подкомитета по информационной безопасности,
кандидат юрид. наук

Государство издавна содействует сохранению коммерческой тайны. Примером могут служить многочисленные факты ограничения доступа иностранцев в страну (например, для защиты секретов производства фарфора в Китае), в отдельные отрасли экономики или на конкретные производства. В России коммерческая тайна была ликвидирована как правовой институт в начале 1930-х годов и впоследствии в связи с огосударствлением экономики защищалась как государственная и служебная тайна. Сейчас предпринимаются попытки вернуться к прежней системе, но поскольку многие отечественные традиции практики правоприменения в этой сфере утрачены, неизбежны трудности. В Государственной Думе уже второй год идет рассмотрение проекта федерального закона "О коммерческой тайне", который в настоящий момент подготовлен ко второму чтению. В ходе его подготовки и обсуждения выявились разные подходы к трактовке коммерческой тайны, неодинаковые взгляды на ее соотношение с другими видами конфиденциальной информации, на определение правового режима охраны (в том числе охраны "ноу-хау" в режиме коммерческой тайны). Предлагаемая статья отражает позицию автора, одного из инициаторов упомянутого законопроекта, в этих вопросах.

Источники права о коммерческой тайне

К основным источникам права о коммерческой тайне относятся:

  1. Отдельные нормы законов.

    Они включены в Таможенный кодекс РФ (ст.16, 158, 161, 163, 165, 344), Гражданский кодекс РФ (ст.67, 139, 184, 727, 762, 771, 1027, 1031, 1032), Уголовный кодекс РФ (ст.183), Арбитражный процессуальный кодекс РФ (ст.9), Закон РСФСР от 27 ноября 1992 г. "О страховании" (ст.20, 33), Закон РСФСР от 21 февраля 1992г. "О недрах" (ст.43), Закон РФ от 22 марта 1991 г. "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (ст.10, 15), Закон РФ "О товарных биржах и биржевой торговле" (ст.36), Федеральный закон от 18 июля 1995 г. "О рекламе" (ст.27), Закон РФ от 27 декабря 1991 г. "О средствах массовой информации" (ст.20, 40, 47, 58), Закон РФ от 21 мая 1993 г. "О таможенном тарифе" (ст.14), Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. "О сельскохозяйственной кооперации" (ст.28, 33), Закон РФ от 10 июня 1993 г. "О стандартизации" (ст.13), Закон РСФСР от 21 марта 1991 г. "О Государственной налоговой службе РСФСР" (ст.7), Закон РФ от 24 июля 1993 г. "О федеральных органах налоговой полиции" (ст.10), Закон РФ от 11 марта 1992 г. "О коллективных договорах и соглашениях" (ст.7), Закон РФ от 9 октября 1992г. "О валютном регулировании и валютном контроле" (ст.15), Федеральный закон от 17 августа 1995г. "О естественных монополиях" (ст.13, 19), Федеральный закон от 21 ноября 1996г. "О бухгалтерском учете" (ст.10), Закон РФ от 27 ноября 1992г. (в редакции от 31 декабря 1997г.) "Об организации страхового дела в РФ" (ст.33) и др. (всего более 30 законов);

  2. Подзаконные нормативные правовые акты.

    Это постановление Правительства РФ N 35 от 5 декабря 1991 г.;

  3. Судебная практика.

    Например, решение Арбитражного суда г.Москвы от 6 июня 1996 г. по иску компании "Пепси Ко Инк" к Госкомитету РФ по антимонопольной политике и др.;

  4. Международные договоры и соглашения.

Объект и субъекты права на коммерческую тайну

В ст.139 ГК РФ коммерческая тайна обозначена в одном ряду со служебной тайной, что значительно затрудняет определение объекта правового регулирования и практику правоприменения в этой области. С одной стороны, действующая редакция ст.139 ГК РФ позволяет признавать служебную информацию в коммерческих и иных организациях служебной тайной, что закреплено даже в названии главы 23 УК РФ "Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях".

С другой стороны, в соответствии с трактовкой этой статьи Гражданского кодекса РФ служебная тайна в государственных органах власти, даже не имеющая никакого отношения к предпринимательской деятельности, может иметь коммерческую ценность, так как условия отнесения информации к коммерческой и служебной тайне, определенные в ст.139 ГК РФ, в соответствии с международной практикой характерны в основном для коммерческой тайны. Это требует исключения термина "служебная тайна" из ст.139 ГК РФ и уточнения названия главы 23 УК РФ.

Объектом правоотношений здесь выступает коммерческая тайна.

Коммерческая тайна - это научно-техническая, технологическая, коммерческая, организационная или иная используемая в экономической деятельности информация, имеющая действительную потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам, которые могли бы получить выгоду от ее разглашения или использования, к которой нет свободного доступа на законном основании, и по отношению к которой принимаются адекватные ее ценности меры охраны. В соответствии со ст.139 ГК РФ и другими нормами федеральных законов информация может составлять коммерческую тайну, если она отвечает следующим требованиям (представляющим собой критерии правовой охраны):

  1. имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам;
  2. не подпадает под перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен, и перечень сведений, отнесенных к государственной тайне;
  3. к ней нет свободного доступа на законном основании;
  4. обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

В законодательстве России нет исчерпывающего перечня основных объектов коммерческой тайны (создать его нереально в силу многообразия субъектов и универсальности объекта правоотношений), имеются лишь отдельные указания. Так, в Федеральном законе "О бухгалтерском учете" (п.4 ст.10) установлено, что "содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной".

В то же время наряду с общим перечнем сведений, доступ к которым по закону не может быть ограничен, в действующем законодательстве (постановлении Правительства РФ N 35 от 5 декабря 1991 г.) содержится перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. Сюда относятся:

  1. учредительные документы и устав предприятия или учреждения;
  2. документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью;
  3. сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов;
  4. документы о платежеспособности;
  5. сведения о численности и составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест;
  6. документы, подтверждающие уплату налогов и обязательных платежей
  7. сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасности условий труда, а также других нарушениях законодательства Российской Федерации.

В Федеральном законе от 11августа 1995 г. "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (п.7 ст.19) также указывается, что сведения о размерах и структуре доходов благотворительной организации, а также сведения о размерах ее имущества, ее расходах, численности работников, об оплате их труда и о привлечении добровольцев не могут составлять коммерческую тайну.

Приведенный перечень будет утвержден (или изменен) федеральным законом "О коммерческой тайне".

К коммерческой тайне не может быть отнесена информация:

  1. содержащаяся в учредительных документах;
  2. содержащаяся в документах, дающих право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии и т.д.);
  3. содержащаяся в годовых отчетах, бухгалтерских балансах, формах государственных статистических наблюдений и других формах годовой бухгалтерской отчетности, включая аудиторские заключения, а также в иных связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей документах;
  4. об оплачиваемой деятельности государственных служащих, о задолженностях работодателей по выплате заработной платы и другим выплатам социального характера, о численности и кадровом составе работающих;
  5. содержащаяся в годовых отчетах фондов об использовании имущества;
  6. подлежащая раскрытию эмитентом ценных бумаг, профессиональным участником рынка ценных бумаг и владельцем ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;
  7. связанная с соблюдением экологического и антимонопольного законодательства, обеспечением безопасных условий труда, реализацией продукции, причиняющей вред здоровью населения, другими нарушениями законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации, а также содержащая данные о размерах причиненных при этом убытков;
  8. о деятельности благотворительных организаций и иных некоммерческих организаций, не связанной с предпринимательством;
  9. о наличии свободных рабочих мест;
  10. о хранении, использовании или перемещении материалов и использовании технологий, представляющих опасность для жизни и здоровья граждан или окружающей среды;
  11. о реализации государственной программы приватизации и условиях приватизации конкретных объектов;
  12. о размерах имущества и вложенных средствах при приватизации;
  13. о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявлений требований его кредиторами;
  14. для которой определены ограничения по установлению режима коммерческой тайны в соответствии с федеральными законами и принятыми в их развитие подзаконными актами.

Основными субъектами права на коммерческую тайну являются обладатели коммерческой тайны и их правопреемники.

Обладатели коммерческой тайны - это физические (независимо от гражданства) и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), занимающиеся предпринимательской деятельностью и имеющие монопольное право на информацию, представляющую собой, с их точки зрения, коммерческую тайну.

Под предпринимательством понимается "самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке" (ст.2 ГК РФ).

Правопреемники - это физические и юридические лица, которым в силу служебного положения, по договору или на ином законном основании (в том числе по наследству) известна информация, составляющая коммерческую тайну другого лица.

Юридическая защита права на коммерческую тайну

Защита права на коммерческую тайну возможна с момента установления фактической монополии обладателя на информацию, расцениваемую им как коммерческая тайна (в соответствии с требованиями, установленными законом), право на такую защиту сохраняется сколь угодно долго, пока соблюдаются требования, предъявляемые к охраняемой тайне.

Охраноспособность права на коммерческую тайну не требует государственной регистрации и проверяется только при нарушении (оспаривании) права на коммерческую тайну. Обладатель коммерческой тайны имеет право:

  1. самостоятельно определять критерии отнесения вновь получаемых сведений (информации) к коммерческой тайне, срок действия и совокупность мер, необходимых для обеспечения режима коммерческой тайны относительно уже полученной и получаемой информации, включая постановку и снятие грифа "Коммерческая тайна", порядок доступа к коммерческой тайне, выбор и использование средств и методов защиты, хранения и передачи информации, составляющей коммерческую тайну (за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или договором);
  2. устанавливать, изменять и отменять режим коммерческой тайны (если это не нарушает обязательств, принятых им на себя по договору), в том числе в отношении "ноу-хау". Права на "ноу-хау", как на нетрадиционный объект интеллектуальной собственности, на который не распространяются исключительные права, должен охраняться в режиме коммерческой тайны;
  3. требовать обеспечения режима коммерческой тайны от лиц, получивших доступ к коммерческой тайне на законных основаниях в целях обеспечения своей фактической монополии на эту коммерческую тайну (в том числе закрепление этих обязательств в лицензионных и иных договорах, специальных соглашениях о конфиденциальности);
  4. допускать (прекращать допуск) лицо, состоящее в трудовых отношениях (работник), с его согласия к коммерческой тайне на договорной основе, что может включать:
    • ознакомление работника с нормами законодательства РФ о коммерческой тайне, предусматривающими ответственность за нарушение режима коммерческой тайны;
    • принятие работником обязательств перед работодателем по соблюдению установленного режима коммерческой тайны, в том числе о неразглашении коммерческой тайны после увольнения в течение срока, установленного в законе или договоре;
    • ознакомление работника с перечнем сведений, составляющих коммерческую тайну работодателя, к которым работник будет иметь право доступа;
    • установление размера заработной платы работника с учетом компенсации за взятую им на себя обязанность по соблюдению режима коммерческой тайны. Размер такой компенсации может устанавливаться отдельным соглашением.

    При этом работник имеет право обжаловать в судебном порядке меры, принимаемые обладателем по обеспечению режима коммерческой тайны в отношении информации, которая ему известна (может стать известной в силу его трудовых отношений с работодателем);

  5. требовать соблюдения режима коммерческой тайны лицами, получившими доступ к коммерческой тайне в результате обстоятельств, которые обладатель не мог предвидеть или предотвратить. При этом сторона, взявшая на себя обязательство не разглашать коммерческую тайну, имеет право на получение денежного вознаграждения от обладателя коммерческой тайны;
  6. требовать защиты коммерческой тайны при ее получении на законных основаниях должностными лицами в органах государственной власти и органах местного самоуправления в режиме служебной тайны в соответствии с законом в течение всего срока ее правовой охраны;
  7. распоряжаться коммерческой тайной по своему усмотрению, включая ее использование в собственном производстве, передачу другим лицам на основании договоров, выдачу другим лицам лицензии на использование коммерческой тайны в собственной сфере, а также иные способы включения указанной конфиденциальной информации в гражданский оборот;
  8. требовать от третьих лиц воздерживаться от незаконного доступа и использования коммерческой тайны (промышленный шпионаж, подкуп работников, прослушивание переговоров, просмотр корреспонденции и т.д.) и привлечения лиц, виновных в нарушении его прав и законных интересов, к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой или уголовной ответственности.

При реализации своих прав обладатель коммерческой тайны обязан:

  1. не нарушать охраняемые законом права и интересы других лиц;
  2. не использовать для охраны коммерческой тайны средства, способные причинить вред жизни и здоровью людей;
  3. принимать меры для обеспечения конфиденциальности сведений, составляющих его коммерческую тайну;
  4. предоставлять информацию, составляющую коммерческую тайну, органам государственной власти, органам местного самоуправления, правоохранительным органам по их запросам в пределах их компетенции, установленной законом под страхом наступления административной ответственности;
  5. принять меры по засекречиванию сведений, составлявших ранее коммерческую тайну, но отнесенных в установленном законом порядке к государственной тайне (с правом получения соответствующей компенсации).

Обладатель коммерческой тайны может защищать свои права в административном порядке (в случаях, указанных в законе, через федеральный антимонопольный орган) или в судебном порядке (черед суд, арбитражный суд, третейский суд) способами, установленными в законе.

Обязанность доказывания охраноспособности своих прав на коммерческую тайну и незаконности действий правонарушителя в отношении такой информации лежит на обладателе этой коммерческой информации. Если он не сможет доказать указанные обстоятельства, то его право защите не подлежит.

В гражданском судопроизводстве обладатель коммерческой тайны самостоятельно определяет способы защиты своих прав на коммерческую тайну и вправе требовать от нарушителя:

  1. признания прав на коммерческую тайну (при оспаривании этого права);
  2. прекращения действий, ведущих к нарушению режима коммерческой тайны (если нарушение еще не привело к полному прекращению самого нарушенного права);
  3. возмещения убытков, причиненных разглашением со стороны работников и контрагентов (вопреки трудовому договору, гражданско-правовому договору) или со стороны лиц, незаконными методами получившими доступ к коммерческой тайне;
  4. выплаты по усмотрению суда компенсации в случае невозможности определить размер ущерба или вреда, причиненного нарушением прав на коммерческую тайну;
  5. признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
  6. принятия иных предусмотренных действующим законодательством мер, обеспечивающих защиту нарушенных прав.

В действующем КоАП РСФСР нет составов правонарушений, непосредственно относящихся к коммерческой тайне. Это требует устранения в новом Кодексе РФ об административных правонарушениях такой декларативности, указания подведомственности рассмотрения данных правонарушений, порядка производства и санкций по установлению административной ответственности. Так, если права обладателя коммерческой тайны нарушены должностными лицами государственных органов (налоговых, контролирующих, правоохранительных и т.п.), имеющими доступ к такой информации в установленных законом случаях, должны применяться нормы административной ответственности. Например, в соответствии со ст.25 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности" должностные лица федерального антимонопольного органа за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, несут административную ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере до 80 МРОТ, если в законодательстве за эти деяния не установлена иная ответственность.

Уголовная ответственность может наступить за незаконные получение и разглашение коммерческой тайны, предусмотренные в ст.183 УК РФ.

Наряду с принятием специального федерального закона "О коммерческой тайне" необходимо внести ряд изменений и дополнений в действующие законы, в том числе:

  1. в УПК РСФСР (ст.18) и ГПК РСФСР (ст.9) - распространить исключение из общего открытого судебного разбирательства, предусмотренное для случаев, связанных с государственной тайной, на другие дела, связанные с рассмотрением информации с ограниченным доступом, в частности, коммерческой тайны;
  2. в КЗоТ РФ (ст.25) - отнести установление режима коммерческой тайны к существенным условиям труда;
  3. в КоАП РСФСР - установить административную ответственность как за непредоставление коммерческой тайны по запросам государственных органов в соответствии с законом, так и за разглашение этой тайны должностными лицами государственных органов, получивших к ней допуск по службе;
  4. в федеральных законах "О некоммерческих организациях" (ст.32) и "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (п.7 ст.19) - исключить положения о сведениях, не относимых к коммерческой тайне;
  5. в Федеральном законе "О бухгалтерском учете" (п.4 ст.10) - изменить "обязательность отнесения к коммерческой тайне" на "возможность" такого отнесения, так как это прерогатива владельца коммерческой тайны;
  6. в Законе РФ "О товарных биржах и биржевой торговле" (ст.32) и Федеральном законе "О сельскохозяйственной кооперации" (ст.28, 33) - исключить слова "служебная информация", "служебная тайна", заменив соответственно на слова "коммерческая тайна", так как предпринимательская структура не может быть субъектом права на служебную тайну, но в то же время является субъектом права на коммерческую тайну.

Реализация этих предложений позволит в какой-то степени устранить декларативность и противоречивость действующего законодательства, поможет закрыть еще одно "белое пятно" в правовом пространстве России.

Статья опубликована в журнале "Законодательство"


Вернуться: Уголок клиента :: Статьи :: Наверх

Задайте свой вопросВ начало

Управленческий консалтинг | Кадровый консалтинг | Уголок консультанта | Уголок клиента


liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru